Вопрос необоснованности платы за отопление в нашем городе поднимался неоднократно. Периодически инициативные горожане пытаются доказать в суде, что дзержинцы переплачивают за отопление. Этой теме была посвящена и пресс-конференция депутата Городской думы Дзержинска Константина Фокина, состоявшаяся в минувшую пятницу.
Не совсем за то судились?
«Общественники нашего города инициировали суд по факту того, что мы платим за отопление в течение двенадцати месяцев, а не только в отопительный сезон. При этом проигнорирован был размер тарифа, по которому платим», – открыл мероприятие господин Фокин.
Ссылаясь на постановление администрации Дзержинска от 27 декабря 2005 года, народный избранник напомнил схему, по которой насчитывается плата на тепло: 0,018 гекакалорий на квадратный метр (городской норматив) умножается на тариф, установленный Региональной службой по тарифам. Однако при этом почему-то не учитываются индивидуальные особенности каждого отдельного дома: год постройки, этажность, тип дома… Помнится, подобные рассуждения, подкрепленные сложными техническими рассчетами, нам уже доводилось слышать из уст дзержинского общественника Виктора Дьячкова.
Между тем, согласно постановлению правительства РФ №306 от 23 мая 2006 года, органам местного самоуправления надлежит разработать методику дифференциации домов. И, как нас заверил Константин Фокин, в большинстве городов России это требование выполнено. Дзержинские же власти сей документ либо «засекретили», либо вовсе о нем не слышали… Как бы то ни было, но федеральное законодательство в этой части было проигнорировано.
Почему так дорого?
Приводя для сравнения тарифы, по которым платят Самара, Иваново, Владимир, депутат Фокин наглядно продемонстрировал, что в этих городах дифференциация действует и платят жители куда меньше, нежели дзержинцы. Что характерно, есть дифференциация даже в Нижнем Новгороде. «Тариф у нас и без того – один из самых высоких по стране, так ведь еще и все дома под одну гребенку гребут… Не удивительно, что суммы в платежках заоблачно-страшные», – разъясняет Фокин. В итоге, по мнению депутата, выходит, что более или менее адекватную цену за тепло платят жители одноэтажных домов, построенных до 1999 года. Тогда как все остальные переплачивают – от десяти до ста восьмидесяти процентов в зависимости от типа дома.
Как известно, в прошлом году прокуратура после проведения соответствующей проверки выдала представителям дзержинской исполнительной власти предписание: привести тарифы в соответствие с федеральным законодательством. Однако ни норматив 0,018 не пересмотрен, ни дифференциация не применяется. Почему? Вопрос этот пока ответа не имеет. При этом, опять же по словам Константина Фокина, существующие нормативы оплаты горячего водоснабжения соответствуют расценкам других городов и нарушений закона в этой части нет.
А если вдруг…
Помнится, на одном из «коммунальных» судов прозвучала мысль: если в Дзержинске запустить механизм дифференциации, то жильцы ветхого фонда «взвоют» от платежей за отопление. Однако, изучая примеры соседних городов, мы видим, что ничего подобного не происходит. Кроме того, как нам разъяснил Константин Фокин, речь идет исключительно о снижении нормативов, а никак не об их росте для какого бы то ни было типа домов. «Действующий норматив адекватен только для старых малоэтажных домов. Для них он в любом случае и останется. А вот новые высотки почему должны платить по нему? Чтоб никому не обидно было? Бред! Да и вообще, никто ни с кем не договаривался, мол, город должен заплатить поставщику за тепло сто миллионов рублей в месяц. И все! Где хотите – там берите, как хотите – так распределяйте финансовую нагрузку. Сколько потребили – за столько должны заплатить. О какой уравниловке может идти речь?» – недоумевает господин Фокин. Кроме того, в ряде городов существует практика внедрения социальных нормативов для жителей ветхого жилфонда.
Пока суть да дело
Казалось бы, зачем «огород городить», коли в скором времени мы должны будем установить счетчики на все и вся? Однако, как нас заверил многоопытный в коммунальных вопросах депутат Фокин, даже если управляющие компании бросят все силы исключительно на установку общедомовых приборов учета и привлекут подрядчиков, при самом лучшем раскладе эта работа займет не менее двух лет. Дело в том, что устанавливать счетчики на отопление возможно только в межотопительный период. Кроме того, учитывая тот факт, что в нашем городе принято «долго запрягать», нельзя исключать вариант, что этот срок растянется еще дольше. И все это время жители «неоприборенных» домов будут продолжать переплачивать.
Павел Вениаминов