Сказано, как говорится, с попаданием не в бровь, а в глаз. Столь меткое выражение принадлежит Константину Фокину, возглав-лявшему временную депутатскую комиссию, призванную разобраться в том, что же творится в МУП «Экспресс». А происходит там, судя по сигналам рядовых работников этого городского транспортного предприятия, что-то неладное. И депутаты смогли в этом убедиться уже на этапе получения информации – комиссии пришлось буквально выцарапывать нужные документы у руководства МУПа, будто тому было что скрывать (как есть – закапсулировались!). Да и эти с трудом добытые бумаги свидетельствуют о том, что не все спокойно в королевстве транспортном. Фактами, полученными в результате депутатской проверки, Константин Фокин в прошлую пятницу поделился с журналистами городских СМИ. Когда на июньском заседании Гордумы обсуждались итоги работы комиссии, депутаты так и не смогли получить ответы на многие вопросы. Например, помощь, которую просят транспортники у бюджета, – разовое обращение или «Экспресс» и дальше намерен латать свои дыры за счет муниципальной казны? Повис в воздухе и вопрос о концепции развития городского транспортного хозяйства на ближайшие годы. Собственно, не прояснили эти две принципиальные позиции и документы, которые на прошлой неделе все же удалось заполучить парламентариям. В них, правда, содержится не менее ценная информация, позволяющая судить о стиле руководства нового директора МУП «Экспресс» Романа Патрина и последствиях такового. По словам депутата Фокина, своим письмом глава объединенного авто-троллейбусно-трамвайного предприятия сообщает, что с 1 июля в «Экспрессе» начались сокращения. Штат МУПа, уникальный, состоящий в основном из опытных специалистов, уменьшится на 154 единицы, или на 10 процентов. Признаться, неожиданное решение с учетом того, что во всех троллейбусах и трамваях висят объявления, зазывающие на работу в «Экспресс» кондукторов и водителей. Среди сокращенных, подтвердил глава временной депутатской комиссии, эти должности фигурируют. Правда, заметил, что часть из них оставались до последнего времени вакантными, а значит, реально уволенных будет меньше, чем сокращенных ставок. Тем не менее порыв руководства МУПа, мягко говоря, вызывает недоумение. Нет желающих водить троллейбусы и трамваи – ну и не надо. Примем за норму, что транспорта (заметим, выполняющего социальные перевозки) на дзержинских дорогах будет не хватать, и пассажирам придется подолгу простаивать на остановках… Среди 154 сокращенных штатных единиц, уточнил депутат Фокин, вообще много «пустых» ставок. И даже беглый анализ этого списка позволяет сказать, что «Экспресс» решил распрощаться в основном со специалистами рабочих профессий и местами, которые они могли бы занимать. Сокращению подлежат семь перегонщиков транспорта – то есть все до одного, шесть ставок монтеров путей, одиннадцать – специалистов, ремонтирующих контактные сети и т.д. А вот руководящий состав предприятия, отметил председатель временной депутатской комиссии, пострадал не сильно – сокращено чуть больше десятка человек. Есть и уволенный по статье – бывший директор «Экспресса», в последнее время занимавший должность начальника электрослужбы предприятия, Александр Медведев. По словам Константина Фокина, его сначала наказали за то, за что обычно выражают благодарность, а потом и вовсе указали старейшему «экспрессовцу» на дверь. Долгие годы считалось, что на складе МУПа лежат 14, 5 тонны демонтированных проводов, но при последнем завесе выяснилось, что их на полтонны … больше. За излишки и пострадал Медведев. Однако, по версии Фокина, бывшего руководителя трамвайно-троллейбусного предприятия новое начальство, скорее всего, заподозрило в сотрудничестве с народными избранниками. Но если здесь только догадки, то о причастности некоторых рядовых работников к созданию специальной депутатской комиссии руководство «Экспресса» знало точно – именно они, искренне переживая за будущее родного предприятия, обратились за помощью в Гордуму. Сколько человек из группы несогласных попало под сокращение, депутат Фокин не смог сказать, но то, что они есть в списке уволенных за ненадобностью, – знает наверняка. И рассматривает этот шаг как репрессии против тех, кто решил вынести сор из избы. Заметьте, не частной, а муниципальной. Другой документ, которого так долго добивались от директора МУПа депутаты и который все же попал к ним в руки, мог бы сильно порадовать, если бы так не огорчал. Руководство «Экспресса», во время депутатской проверки заявившее о грядущем повышении зарплат на предприятии, наконец-то расписало кому и сколько. Ведь прежде всего низкое вознаграждение и привело к тому, что из МУПа народ стал разбегаться. Прибавки рядовым, но, по сути, ключевым работникам трамвайно-троллейбусного хозяйства, надо сказать, оказались чисто символическими. Так, электрогазосварщики – представители профессии, которая всегда считалась высокооплачиваемой, вместо 11,6-13 тысяч после повышения будут получать 13,5-15,1 тысяч. Водителям трамваев, имевшим от 11 до 13 тысяч, теперь положили 14,4-16 тысяч. У водителей троллейбусов будет получаться 17-19 тысяч взамен прежних 13,6-15 тысяч. Едва ли такое повышение способно переломить кадровый кризис в «Экспрессе». В отношении себя руководство предприятия оказалось более щедрым. К примеру, директорский оклад вырос с 30 до 50 тысяч, а реальная зарплата начальника при приблизительном подсчете – с 60 до 100 тысяч рублей. Между тем о повышении зарплаты группе управления первоначально даже речи не шло. Председатель временной депутатской комиссии уверен, что руководитель МУПа «идет не тем путем», «занимается больше политикой, чем экономикой». По мнению Константина Фокина, ситуация на предприятии в последние два года только ухудшается, а за последние месяцы и вовсе стала никудышной. И если раньше депутат считал, что новый директор «Экспресса» не «в теме», то теперь не сомневается в обратном. У народного избранника даже есть опасения в том, что трамвайно-троллейбусное движение не случайно оказалось в роли падчерицы. И когда оно совсем зачахнет, город будет поставлен перед фактом: социального транспорта, такого затратного, мешающего предприятию работать с прибылью, у нас больше нет. А, как известно, свято место пусто не бывает, и там, где заканчиваются муниципальные услуги, обычно начинаются частные… Реакцией на все эти откровения стал совершенно закономерный журналистский вопрос: как возможно, чтобы на муниципальном предприятии работа шла вразрез с интересами города и его жителей? Это же не частная структура, в дела которой тот же мэр не имеет права вмешиваться. Здесь как раз достаточно волевого административного решения со стороны главы муниципалитета. Тем более что нынешний директор «Экспресса» Роман Патрин – явно не человек команды Сопина. Он считается ставленником опального зам. мэра по ЖКХ Дениса Бакиева, нынешней весной покинувшего этот пост. Теперь ЖКХ-направление находится в ведении Игоря Тихомирова, который одновременно исполняет обязанности первого заместителя мэра. И, по словам депутата Фокина, экс-руководитель КУМИ и Патрин «нашли общий язык». А ведь, казалось бы, бывший управляющий городской собственностью как никто другой должен радеть за муниципальное предприятие… И, наверное, нет случайности в том, что на предложение председателя временной депутатской комиссии обсудить проблемы «Экспресса» сообща никто из представителей мэрии не откликнулся. И они, похоже, закапсулировались, констатировал депутат. …В истории с городским транспортным предприятием точку, наверное, ставить рано. Константин Фокин пообещал поднять вопрос о ситуации на МУП «Экспресс» на первом же после парламентских каникул заседании думского комитета по городскому хозяйству.
Елена Серова