Ровно через неделю после пресс-конференции, которую созвал глава временной депутатской комиссии Константин Фокин с тем, чтобы поделиться с журналистами результатами проверки на МУП «Экспресс», представителей СМИ пригласил к разговору и сам директор городского транспортного предприятия Роман Патрин. Все месяцы, что вокруг муниципального транспорта кипели страсти, он хранил молчание. И вот, похоже, если следовать фокинской терминологии, решил раскапсулироваться. Получилось нечто вроде ответа Чемберлену. Поводом к открытости как раз и послужила «критика со стороны некоторых депутатов Городской думы и СМИ», которая «непонятно почему» обрушилась в последнее время на предприятие, признался Роман Евгеньевич. Но здесь руководитель «Экспресса» все же лукавит: очень даже понятно, с какой-такой стати муниципальный транспорт нынче у всех на устах. Прежде всего жители города сами не слепые и видят, в каком ужасном состоянии находится городское трамвайно-троллейбусное хозяйство. А о том, что не доступно глазу пассажира, мы знаем от коллектива «Экспресса». Его представители последние полгода стучатся во все двери – чиновничьи, депутатские, журналистские, считая, что МУП надо срочно спасать, пока он окончательно не развалился. Разменяли, как монету? Однако у Романа Патрина на эту ситуацию свой взгляд: по его мнению, «есть люди, которые не хотят вести конструктивный диалог» – они-то и вносят смуту в коллектив, дестабилизируют ситуацию на предприятии. А некие «силы ее подхватывают, раскручивают» якобы в угоду своим коммерческим интересам. И не только им. По выражению Романа Евгеньевича, «МУП «Экспресс» стал разменной монетой в чьих-то политических играх. Только вот с трудом верится, что работников можно настолько «смутить» и «дестабилизировать», что они косяком начнут увольняться. Что и происходит в последнее время в «Экспрессе». И в этой ситуации едва ли все можно списать на дурной характер одних и ведомость других. В массовом исходе всегда стоит искать более веские причины, чем обычный саботаж… Но вернемся к фактам и цифрам, которые изложил прессе директор МУП «Экспресс». Дабы нас, журналистов, вкупе с депутатами опять не обвинили в искажении информации. Представим ее в варианте Романа Патрина. Помнится, один из главных упреков коллектива «Экспресса» и парламентариев состоял в том, что от объединения с автобусным хозяйством городской электротран-спорт пострадал экономически. По словам же Романа Евгеньевича, экономическая эффективность от этого слияния составила примерно 80 млн рублей. На одном только сокращении управленческого аппарата предприятие намерено сэкономить за год почти 2 миллиона. Еще 18,7 миллиона – за счет перевода автобусного парка на территорию трамвайного депо. Директор «Экспресса» подчеркнул, что за счет оптимизации бизнеспроцессов доходная часть МУПа за шесть месяцев этого года увеличилась на 1,6 миллиона руб-лей в месяц, а ежемесячные расходы сократились на 1 миллион. При этом экономического равновесия предприятие все равно не достигло. При месячной выручке в 23 миллиона затраты МУПа выливаются в 32 миллиона руб-лей. Приходится выкручиваться, констатировал Роман Патрин, – экономить на оборудовании, содержании контактных сетей, трамвайных путей, зданий. А вот на людях здесь не экономят – зарплата работникам выплачивается вовремя. Да и вообще у предприятия, отметил его директор, нет просроченной задолженности ни перед кем. Зато у «Экспресса» есть должники – городской и областной бюджеты. Первый компенсирует ему разницу между утвержденным и экономически обоснованным тарифами. Второй – за льготные перевозки, которые обходятся муниципальному электротранспорту в 30 миллионов в месяц. По словам Романа Евгеньевича, с 2006 по 2011 год город недофинансировал МУП на 224 миллиона руб-лей. Компенсацию от области в размере 2 миллионов 700 рублей удалось получить только за прошлый год. А вот 2009 и 2010 годы остаются пока неоплаченными. На достигнутом не остановятся Парировал директор «Экспресса» и претензии коллектива к условиям труда. Судя по масштабной ремонтной кампании, которая развернулась на предприятии в последние шесть месяцев, здешнему быту скоро можно будет позавидовать. Приведены в порядок женский туалет и производственный корпус троллейбусного депо, медпункт трамвайного депо и бытовое помещение моечного корпуса, несколько мастерских и слесарных помещений, административно-бытовой корпус службы «Путь» и две диспетчерские, утеплен производственный корпус трамвайного депо. Разжились депо и кое-каким оборудованием и инструментом. И на этом руководство МУПа останавливаться не собирается. В ближайших планах – ремонт еще нескольких бытовых и производственных помещений, систем отопления и кровли в некоторых корпусах, покупка оборудования. Зашел разговор и о новом штатном расписании, которое с 1 июля этого года руководство «Экспресса» урезало на 154 единицы. Роман Патрин уверял прессу, что целью этого сокращения было не увольнение людей, а избавление от пустующих ставок, каковых набралось больше сотни. Среди же тех, кто получил уведомление о сокращении, нет ни одного водителя троллейбуса – слова директора МУПа. «Если будет обновление подвижного состава, то штат увеличим», – обещал Роман Евгеньевич. И настаивал на том, что для выполнения нынешнего объема работы штатных единиц сейчас достаточно. Единиц, может, и достаточно, а вот рабочих рук – нет. Из 1328 ставок закрыты только 1120. Требуются в основном водители троллейбусов и трамваев, слесари, мастера, кондукторы – всего более 200 человек. Интересно, исправят ли ситуацию новые зарплаты, повышенные с 1 июля? По словам Романа Патрина, прибавка в среднем по предприятию составит около 18,5%. Точнее можно будет сказать после 10 августа, когда экспрессовцы получат окончаловку за июль. Ведь жалованье работников складывается как из оклада, так и премиальной части. Поставил точку директор «Экспресса» и в разговорах о его вознаграждении за труды. Заверил, что оклад изначально ему был положен в размере 50 тысяч рублей и с 1 июля не повысился. При этом не преминул отметить, что предыдущий руководитель «стоил» предприятию дороже. Есть стратегия и светлое будущее! На обвинения депутатов в том, что у городского транспортного хозяйства до сих пор нет стратегии развития, Роману Патрину также было что ответить. Она есть! Теперь. С проектом долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие муниципального пассажирского транспорта на период до 2017 года» дзержинцы могут познакомиться на официальном сайте администрации города в разделе «Официальное опубликование». И даже высказать свои замечания и пожелания. Журналистам на пресс-конференции настоятельно рекомендовали изучить этот документ, на исполнение которого будет потрачено более 734 миллионов рублей – бюджетных и внебюджетных средств. Мы обязательно вернемся к программе, которую все так долго ждали, но в другом номере газеты. Пока же подведем итог пресс-конференции, которую созвал директор МУП «Экспресс». Если его оппонент депутат Фокин пытался убедить журналистов в том, что электротранспортное хозяйство намеренно разваливают, то главная цель этой встречи с прессой состояла в обратном – заставить нас поверить в то, что у «Экспресса» есть будущее и, как минимум, светлое. Правда, на это надо время. Что ж, подождем. За свой журналистский век лично я столько наслушалась красивых цифр, фактов и обещаний, которые потом оказывались пустым звуком, что лучше все-таки не торопиться с выводами.
Елена Волгина