Дзержинское время

В нынешнем году рвение федеральных законодателей в желании изменить разного рода «дорожные» нормы перестало удивлять не только рядовых водителей, но и бывалых инспекторов ГИБДД. Очередное проявление активности законотворцев – возможность субъектов федерации самостоятельно регулировать механиз перемещения автомобилей на платную стоянку. Эта норма вступила в силу 1 июля. А спустя три недели (26 числа), депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли соответствующий закон.    Простора ради или бизнеса для? Новый областной закон еще находится на рассмотрении губернатора, но в том, что он будет им подписан, никто не сомневается. А предусматривает он взимание платы за эвакуацию машины и почасовую плату за нахождение автомобиля на штрафной стоянке за исключением первых суток, которые оплачиваться вовсе не будут. Согласно пресс-релизу Законодательного собрания Нижегородской области, размер этой платы должен устанавливаться «уполномоченным органом правительства». Примечательно, что работы по транспортировке автомобилей до платной стоянки, равно как и содержание их самих, отдано на откуп частным фирмам и об участии государства в этом достаточно прибыльном деле речь не идет. Впрочем, как заявил журналистам председатель ЗС НО Евгений Лебедев, для выбора этих компаний в ЗС будет создана рабочая группа, в состав которой войдут: депутаты областной Думы, представители правительства области, сотрудники федеральной антимонольной службы и ГИБДД. Подчеркнем, что изначально законотворцы заверяли общественность, мол, оплачивать провинившийся автолюбитель будет исключительно пребывание его «ласточки» на стоянке, ну и административный штраф, разумеется, а вот транспортировка до этой самой стоянки будет бесплатна. Однако не прошло и недели, как членами областного заксобрания был установлен тариф именно на доставку задержанных авто на штрафстоянку. Составляет он ни много ни мало одну тысячу семьсот рублей. Что повлияло на столь резкое изменение взглядов народных избранников – об этом нам остается только гадать. То ли они подумали, что не найдут желающих бесплатно отвозить задержанные машины на стоянку, то ли почему-то решили не вырывать столь жирный кусок из рук частного капитала…

   В любом случае, говоря о данном законе, Евгений Лебедев обмолвился, дескать, он даст возможность строительному бизнесу для внедрения новых инвестиционных проектов – место, занимаемое незаконными стоянками, вполне можно использовать под строительство. И правда, перспективы для «внедрения инвестпроектов строительного бизнеса» уже вырисовываются, правда, пока они видятся связанными исключительно со строительством платных штрафных стоянок…

   А пока – так

   Рассказать, как сегодня в нашем городе обстоят дела с перемещением автомобилей на штрафную стоянку мы попросили старшего инспектора ГИБДД Евгения Викторова.

   «В собственности муниципалитета нет ни охраняемых стоянок, ни эвакуаторов, заключены договоры с частными фирмами. Поэтому в данное время мы прибегаем к перемещению на стоянку только в случае, если задержан нетрезвый водитель; человек управляет автомобилем, не имея прав… Короче говоря, если дальнейшее движение машины под управлением данного человека недопустимо», – обрисовал положение дел Евгений Александрович.

   По словам офицера, в городе есть несколько платных стоянок, куда отправляются «арестованные» авто: в городском парке, на бульваре Космонавтов, 17, на проспекте Чкалова, 22, на улице Красноармейской, 15.

   Примечательно, что, по словам капитана полиции, эвакуировать, например, «подснежник» (автомобиль, брошенный на долгое время. – Прим. ред.), который не первый год мозолит глаза горожанам, довольно трудно. «Формальной причиной для эвакуации такого автомобиля может стать только возможность свободного доступа в него. Например, разбито стекло, значит, кто-то без ведома хозяина может проникнуть в машину и использовать ее в своих целях – угнать или, что еще хуже, заложить взрывное устройство», – поясняет Евгений Викторов. Также сотрудник ГИБДД уточнил, что если транспортное средство невозможно эвакуировать на стоянку, оно будет просто перемещено в то место, где не будет создавать помех движению. В частности, это применимо к большегрузным фурам: ни один эвакуатор такую машину «не возьмет», да и не факт, что она в принципе поместится на стоянке, предназначенной для легковушек. Поэтому фуру, как правило, просто отгоняют на обочину.

   Наше уточнение о возможности забрать машину, когда она уже погружена на эвакуатор, вызвало у полицейского искреннее удивление. «Ни один вменяемый инспектор не станет эвакуировать неправильно припаркованный автомобиль, если хозяин заявляет, что он немедленно устранит нарушение. Штраф за оставление авто в неположенном месте владелец, разумеется, получит, и только! Следует понимать, что перемещение на штрафстоянку – это мера, а не санкция. Следовательно, как только пропала необходимость в ее применении, отпадает и сама эта мера. Это разумно и правильно, как иначе?» – недоумевает офицер.

Именно поэтому, наверное, парламентарии придали этому разумному решению законную силу. А потому в скором времени водителю уже не нужно будет уповать на «вменяемость» инспектора, а ссылаться вместо этого на норму закона. Что, согласитесь, неплохо.

   При всем при этом, по мнению Евгения Викторова, проблема несанкционированных стоянок и незаконной парковки в нашем городе стоит не столь остро, как, например, в соседнем Нижнем Новгороде. «В среднем на платную стоянку мы перемещаем около ста автомобилей в месяц, думаю, это не критичный показатель», – подытожил капитан полиции.

   Полумера?

   По данным опроса, проведенного одной из нижегородских телекомпаний, более семидесяти респондентов заявили, что в борьбе с несанкционированными парковками может помочь исключительно строительство новых официальных стоянок, тогда как за ужесточение санкций в отношении невежливых автолюбителей высказался лишь каждый пятый участник опроса. В приватной беседе похожее мнение высказывают и сотрудники ГАИ. «Будут легальные освещенные и безопасные парковки – бросать авто абы где никто не станет. Если же ограничиваться исключительно «растаскиванием» неправильно припаркованных автомобилей, то проблема решена не будет. В ГАИ просто не хватит ни сотрудников, ни техники, чтобы проводить масштабные акции, способные вызвать резонанс и, следовательно, возыметь хоть какой-то смысл в плане профилактики», – высказал свою точку зрения полицейский, пожелавший остаться неназванным.

   Получается, перед нами – очередной закон, оторванный от жизненных реалий? По всей вероятности, ответ на этот вопрос мы получим очень скоро. И выглядеть он будет весьма наглядно: исчезнут в городе стихийные парковки – норма работает; ну а не исчезнут, значит, закон останется законом лишь на бумаге…

Павел Вениаминов