Дзержинское время

Совет Федерации одобрил закон о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомашины. Поправки, необходимые для внедрения данной инициативы в жизнь, внесены и в Закон «Об отходах производства и потребления», а также  в статью 51 Бюджетного кодекса РФ. Сейчас чем плохо?.. Как нам рассказал заместитель начальника РЭО ГБДД Дзержинска Дмитрий Волков, сегодня собственно за утилизацию не нужно платить государству ни копейки. «Есть ряд случаев, в которых автомобиль снимается с учета беспошлинно. К ним, в частности, относятся: утрата автомобиля, хищение и, разумеется, утилизация транспортного средства», – рассказывает Дмитрий Юрьевич. При этом он уточнил, что «утрачен» автомобиль может быть, например, при продаже его по генеральной доверенности. В этом случае налог все равно идет на имя старого владельца, и вот чтоб его не платить, тот является в ГАИ и снимает авто с учета. Новый же владелец, столкнувшись с таким «сюрпризом», может вновь поставить машину на учет. То же касается и угона: пропала «ласточка» – снял с учета, если отыщется – опять поставил. Ну а уж если машина по той или иной причине пришла в полную негодность, ее тоже можно снять с регистрации бесплатно, чтобы утилизировать. Правда, в этом случае повторная постановка на учет невозможна. «Приходите к нам и пишите заявление, мол, автомобилем пользоваться больше нельзя. И все, ничего платить вам не придется, и инспектор не пойдет проверять – подлежит ваша машина восстановлению или нет», – разъясняет майор полиции. Наш ответ автохламу А вот согласно новому закону, с 1 сентября 2012 года утилизационный сбор будет взиматься за каждое транспортное средство, ввозимое в Россию или произведенное на ее территории. При этом исключение будет сделано для личных автомобилей беженцев и переселенцев при их возвращении на Родину, машин дипломатов и членов их семей, раритетных авто (машин, с момента выпуска которых прошло более тридцати лет), а также автомашин, которые ввозятся с территорий государств – членов Таможенного союза (ТС) и имеют соответствующий статус. «Обойти» новый закон не получится – паспорт транспортного средства будет выдаваться только на автомобили, с которых уплачен утилизационный сбор или с которых он не уплачивается в принципе. Сборы предполагается взимать также при запуске в эксплуатацию новых, а также бывших в употреблении автомобилей.  В этом случае он изначально ложится на плечи на производителей и импортеров и, как следствие, в дальнейшем неизбежно будет заложен в стоимость машин. Параллельно с этим вводится механизм обеспечения условий для утилизации автотранспорта, пришедшего в негодность. Тут планируется реализовывать принцип ответственности производителя за выпускаемую продукцию. То есть при каждом производстве, с конвейера которого сходят транспортные средства, должен быть цех по переработке, в который эти самые транспортные средства через некоторое время поступят. Металл стране не нужен? Как говорится в пояснительной записке, приложенной к законопроекту, объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более полутора миллионов единиц в год, а к 2015 году этот показатель вполне может вырасти чуть ли не вдвое. В этой связи возникает вполне резонный вопрос: неужели те же  «подснежники» нельзя переработать, не внося изменения в законодательство? Можно, конечно, но, как видно из практики, российские автовладельцы не горят желанием расставаться с гниющими во дворах «Жигулями» или «Москвичами» выпуска середины прошлого века. С учета сняли, налог не идет, а сдавать в пункт приема лома – так ведь не везде возьмут, да и корысть копеечная. «Металлисты» же тоже не спешат проявить инициативу. Как нам рассказал знакомый работник пункта приема Валентин, самостоятельно чужое имущество, в каком бы виде оно ни пребывало, забрать нельзя, хозяина искать – дело хлопотное, да и возни с полусгнившей машиной много – все неметаллические части удали, да на свалку транспортируй, громоздкий кузов на части порежь… «На самом деле, по нашим меркам, металла в машине не так уж и много. А если она еще и полусгнившая или сложена в гармошку при аварии – так и вовсе не стоит руки марать. С таким материалом свяжешься, времени потратишь  много, а прибыли  фактически – пшик!»  – резюмирует приемщик с многолетним стажем. Что почем Предлагаемая разработчиками базовая ставка сбора для легковых автомобилей составляет двадцать тысяч рублей. При расчете же конкретной суммы сбора эта ставка умножается на повышающий коэффициент, зависящий от года выпуска автомобиля и объема его двигателя. Самый низкий коэффициент установлен для физических лиц: для новых автомобилей – 0,15, для машин старше трех лет – 0,25. Получается, стандартный сбор для частников должен составить три-пять тысяч рублей. Немного иначе выглядит ситуация с юридическими лицами. Например, минимальный коэффициент в этой категории – 1,34 – установлен для новых и подержанных автомобилей, а также новых автомобилей с объемом двигателя не более двух литров. Для равных по мощности, но подержанных автомобилей  коэффициент вырастает сразу до 8,26  (соответственно, размер сбора составит более полутора сотен тысяч рублей). За ввоз нового автомобиля с мотором объемом от двух до трех литров при коэффициенте 2,66  придется заплатить 53 200 рублей. Подержанное авто с теми же «лошадками» обойдется в 322 400 рублей (коэффициент составляет 16,12). Самые же высокие коэффициенты установлены для автомобилей с объемом двигателей более трех с половиной литров: 5,5 – для новых машин и 35,01 – для подержанных. За ввоз этих машин юридическим лицам придется отдать ни много  ни мало 110 000 рублей и 700 200 рублей соответственно. Что касается коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей, то в их отношении предложена базовая ставка в сто пятьдесят тысяч. Коэффициенты же в зависимости от возраста машины и ее максимально разрешенной массы колеблются от 0,9 до 12,56. Для автобусов при той же базовой ставке – от 1,18 до 8,31. И во что это выльется? Необходимость введения утилизационного сбора законодатели аргументируют тем, что он позволит существенно обновить автопарк страны. Однако, по мнению экспертов, внедрение предложенной схемы  должно способствовать росту ввоза подержанных автомобилей, поставляемых серыми импортерами. Кроме того, нельзя исключать следующее развитие событий: дилеры «задерут» цены на ввозимые автомобили, ссылаясь исключительно на утилизационный сбор. Тем не менее  аналитики не прогнозируют существенного изменения структуры рынка, поскольку, по сути своей утилизационный сбор компенсирует снижение таможенных пошлин, которое неизбежно грядет после вступления России в ВТО. Следовательно, по логике вещей, автодиллеры не должны поднимать цены. Что ж, тут, как говорится, поживем – увидим. Недавно данный законопроект поступил на подпись Президенту РФ Владимиру Путину. Учитывая, что с означенным предложением выступили представители партии власти, вполне вероятно, что с первого дня осени россиян, желающих приобрести авто, ждет не очень-то приятный сюрприз в виде резкого увеличения цен как на иномарки, так и на детища отечественного автопрома…

Павел Вениаминов