Дзержинское время

Похоже, история про МУП «Экспресс» приобретает формы сериала. И, как и требуют правила жанра, в ней появляются все новые и новые персонажи, причем не второстепенные. Сначала на ведущую роль в этой «саге» претендовал Константин Фокин, возглавивший временную комиссию Гордумы, призванную разобраться в проблемах городского транспортного предприятия, – месяц назад он доложил журналистам о результатах депутатской проверки. Затем главным героем в сериале о судьбах «Экспресса» стал его директор Роман Патрин, изложивший на пресс-конференции свою версию событий. И вот на прошлой неделе встречу представителям местных СМИ назначили депутаты Олег Чесноков, Сергей Алмаев и Иван Килин – им тоже было что сказать про многострадальный МУП. Открывший пресс-конференцию Олег Чесноков отметил, что временная комиссия под руководством Константина Фокина закончила работу, однако многие очень важные вопросы выпали из поля ее зрения. Хотя, признаться, не очень понятно, что мешало тем же депутатам Чеснокову и Алмаеву, которые входили в состав этой комиссии, взглянуть на проблемы МУПа широко и копнуть их глубоко. Может, конечно, не успели – ведь комиссия работала недолго (хотя едва ли ее кто-то ограничивал во времени), а ситуация на «Экспрессе» продолжает раскручиваться. И, судя по всему, в том числе из-за того, что комиссионеры поторопились свернуть свою помощь городскому транспортному предприятию. Примечательно, что в составе инициативной депутатской группы, которая решила восполнить пробелы в работе официальной комиссии Гордумы, не замечен Константин Фокин. Зато появился Иван Килин. О причинах этой рокировки можно только догадываться. Да и вообще нынешняя пресс-конференция загадала журналистам немало загадок. Но об этом чуть позже. Вместо общих слов – конкретика Формальным поводом для приглашения журналистов к разговору на этот раз стал документ, который днем раньше родился на собрании трудового коллектива «Экспресса». Он представляет собой перечень неотложных мероприятий, необходимых для стабилизации ситуации на предприятии. Документ, по словам Олега Чеснокова, отражает чаяния рядовых работников МУПа. В нем, по сути, прописаны их требования к руководству: регулярное повышение зарплаты, соблюдение трудового законодательства при составлении графика работы, возможность кадрового роста на родном предприятии и предоставления жилья молодым специалистам, обновление подвижного состава, ремонт путей, сетей, бытовых и хозяйственных помещений. Этот план дальнейших действий разработан не без участия руководства. И, ясное дело, не без помощи депутатской инициативной группы (в выступлениях устроителей пресс-конференции часто звучали выражения «мы предлагаем», «мы попытались отразить» и т.д.). Как выразился Олег Чесноков, по сути, это «соглашение между трудовым коллективом и властью». Ценность его, считает депутат, и в том, что практически для каждого из намеченных мероприятий установлены сроки воплощения их в жизнь. Например, график закупки транспорта работники «Экспресса» хотели бы увидеть не позднее декабря 2012 года, что и записано в «соглашении». Такой важной конкретики в обещаниях городской администрации нет – ее заявления, отметил все тот же Олег Александрович, носят общий характер. «Этот документ – не панацея, – заключил Чесноков. – Если выполнить только пункты, содержащиеся в нем, ситуация в городе с общественным транспортом не изменится. Но без них наладить работу не получится». Все бы хорошо, только на вопросы: имеет ли это «соглашение между трудовым коллективом и властью» законную силу и что нужно сделать для того, чтобы ему придать таковую, никто из депутатов нам так и не ответил. А ведь это ключевой момент. Как показывает жизнь, все, что не скреплено подписями и печатями, не обязательно к исполнению… Карт-бланш с приложением Нельзя не заметить, что часть пунктов-требований, перечисленных в «соглашении», дублируют проект программы развития МУП «Экспресс» на ближайшие пять лет, который руководство предприятия разработало совместно с городской администрацией. И в этом проекте прописаны графики обновления подвижного состава, ремонта проблемных участков путей и контактных сетей – что, когда и сколько. К тому моменту, когда состоялось собрание коллектива предприятия, предполагаемая программа его развития уже была написана. И минимум как три недели «висела» на сайте администрации Дзержинска. Рассчитывать на то, что все работники «Экспресса» с ней ознакомятся самостоятельно, наверное, было бы неразумно. Однако не похоже, что руководство МУПа донесло до коллектива столь важную информацию – по крайней мере, из содержания «соглашения» это не видно. Да, признал Олег Чесноков, на предприятии «плохо налажен контакт между рабочими и администрацией, они говорят об одном и том же, но другу друга не слышат». Получилось, что депутаты как раз и выступили в роли связующего звена. Ситуация, по меньшей мере, выглядит странной. Разве создание четкой системы информирования работников, доброжелательной атмосферы в коллективе – не прямая обязанность директора любого предприятия? Если руководитель забывает эту аксиому или не считает нужным ей следовать, резонно встает вопрос о его профпригодности. Впрочем, похоже, депутат Килин склонен списывать этот сбой в коммуникациях на то, что Роман Патрин директорствует на «Экспрессе» недавно. «Человек еще и не успел ничего сделать, а его уже тянут за рукав. Руководству надо дать карт-бланш, а не пытаться поймать за рукав», – мнение Ивана Килина. Но, видимо, для достижения наилучшего результата к карт-бланшу еще необходимо прилагать депутатов, умеющих регулировать конфликты внутри коллектива. «Разруха не в клозетах…» По версии устроителей пресс-конференции, есть и более глобальная причина кризиса на «Экспрессе». В выступлении каждого из трех депутатов, проявляющих живое участие в судьбе МУПа, звучали намеки на нездоровую атмосферу, сложившуюся внутри коллектива предприятия и вокруг него – она, якобы, и есть главная беда «Экспресса». Олег Чесноков даже процитировал известные слова профессора Преображенского о разрухе в головах, а не в клозетах. Но самым туманным, пожалуй, был спич Ивана Килина. Он говорил о том, что «определенным силам надо, чтобы предприятие постоянно пожарило», о «попытках провоцировать, спекулировать на этой тематике, политизировать ситуацию». Сетовал на то, что «люди привыкли, что есть депутаты, к которым можно обратиться и которые будут раздувать вокруг этого определенную бучу». После чего очень захотелось узнать, что это за «силы» и что за «люди». Однако прямого ответа на эти вопросы, конкретных имен журналисты так и не добились от устроителей пресс-конференции. Они виртуозно прошли между слов и смыслов и повернули разговор в несколько иное русло. Олег Чесноков напомнил, что проблемы на муниципальном транспортном предприятии начались еще при прежней городской администрации. А потому Ивану Килину, по его словам «не нравится, когда собирается пресс-конференция и подается все как бомба». Заметим, что и журналистам не по душе, когда их вместе с читателями и зрителями на каждом брифинге, где поднимаются проблемы «Экспресса», водят за нос. И все-таки, думается, списывать кризис на предприятии лишь на скандалы, в которые некие «силы» ради какой-то своей выгоды ввязали его, было бы слишком наивно. Да, страсти вокруг «Экспресса» не способствуют привлечению новых кадров, а дефицит работников сегодня здесь – проблема номер один. Но каким образом эти страсти «виноваты» в том, что здешние бытовые помещения находятся в полной разрухе, пути и контактные сети – в плачевном состоянии, а график работы «экспрессовцев» составляется с нарушением трудового законодательства? Да не будь этих скандалов, глядишь, в МУПе так и не повысили бы зарплату – по словам Сергея Алмаева с 1 июля она в среднем выросла на 20-ть, а у отдельных категорий работников – на 33%. И если руководство предприятия все-таки всерьез воспримет «соглашение», если после расчетов станет понятно, что бюджет потянет дополнительные расходы, то зарплата «экспрессовцев» будет расти ежегодно. Да и вообще, судя по словам депутатов, жизнь на предприятии налаживается. Сергей Алмаев отметил, что в последнее время «качество диалога между работниками и руководством изменилось», «обстановка в коллективе нормализовалась». Такому повороту событий можно только порадоваться. Разумеется, при условии, что утверждения депутатов не продиктованы желанием загасить скандал ради восстановления имиджа социально важного городского предприятия. Кстати, об имидже. Как выяснилось, во всей этой истории пострадало не только доброе имя «Экспресса», но и его директора. Роман Патрин, по словам Сергея Алмаева, подал заявление в прокуратуру – посчитал, что оглашение в СМИ его доходов, указанных со слов Константина Фокина, нарушает его интересы. А названные зарплатные суммы, утверждает руководитель МУПа, и вовсе не соответствуют действительности. Иными словами, его оклеветали. Кто следующий? Каждый, кто выступил за этот месяц перед журналистами, так или иначе рассказывал о своем вкладе в дело стабилизации обстановки на пассажирском транспортном предприятии города. Наверное, и правда они искренно обеспокоены судьбой «Экспресса» и постарались сделать для него все, что от них зависит, – подвергать сомнению эти порывы не будем. Не понятно только, почему так сильно разнится информация, которая прозвучала на всех трех пресс-конференциях, посвященных МУП «Экспресс». Складывается ощущение, что каждая из них созвана для того, чтобы парировать слова предыдущего оратора. Получается, что цель у всех одна – спасти «Экспресс». Только вот явно не наблюдается единства среди доброжелателей, в полку которых все пребывает – эдак пресс-конференциям на тему кризиса на городском транспортном предприятии конца и края не будет.

Елена Серова