Дзержинское время

6 сентября Городская дума приняла очень интересное и спорное решение: большая часть депутатов, пожелавшая остаться неизвестной, проголосовала «за» поправки в Устав города. Поправки, судя по соцопросам и моим собственным наблюдениям, непопулярные среди большинства горожан. Когда я пытался разобраться в вопросе, чтобы решить, как относиться к инициативе депутата Артамонова, я обратился к закону о местном самоуправлении, а также к аргументам, которые сторонники и противники предложения высказывали. Если обобщить, то предо мной предстала следующая картина. Противники поправок ссылались на то, что схема самоуправления с «сити-менеджером» ведет к двоевластию, а также на то, что, по их информации, эта схема в других городах не оказалась успешной. Также звучала версия, что вся эта «затея» направлена на отстранение конкретно Сопина от управления городом. Сторонники предложения были скупы на разъяснения, и, пожалуй, единственным аргументом с их стороны было: «пора что-то менять». Эта скупость и заставила меня обратиться к «букве закона». Но закон не говорил, какая схема лучше, предоставляя выбор самому муниципальному образованию. В итоге, из моего окружения положительно к этим поправкам отнесся практически я один. И вот почему. На мой взгляд, мы сейчас имеем двоевластие. Тот конфликт, что существует между Думой и мэром, тому подтверждение. Назначение главы администрации на контрактно-конкурсной основе делает такой конфликт менее вероятным. То есть, предлагаемая депутатами схема внутренне менее напряжена, а значит, и управляемость выше. Другое дело – кто и как управляет. Но об этом ниже. Так же включение в конкурсную комиссию представителей областного законодательного собрания является своего рода синхронизирующим фактором, который позволяет учитывать интересы как города, так и области. Ведь город – это неотъемлемая часть области и страны. Это нельзя забывать. И, как показывают последние события, даже в имеющемся двоевластии у Думы власти больше. Безусловно, находясь на посту мэра, Виктор Сопин является «палкой» в «колесах» некоторых группировок, которые перенаправляют финансовые потоки в свою пользу. Нельзя однозначно сказать, что делается это незаконно. Поэтому особых претензий со стороны следственных органов к известным людям, в принципе, и нет. А аргумент о том, что менять Устав не стоит именно потому, что мэр Сопин справедлив. Но Виктор Федорович – простой человек. А человек, как писал Булгаков, «иногда внезапно смертен». И какой бы не был хороший – надеяться на него одного не имеет смысла. Если говорить об опыте других муниципальных образований, которые ввели «институт сити-менеджера», то это – их опыт. У нас своя история и свои реалии, а также и свое качество населения и тех, кто так или иначе имеет власть в городе. Тут нужно понимать, что власть, это не табличка на кабинете и не значок депутата. Это способность управлять, реализуемая на практике. Но на пост главы администрации, а также его замов, по некоторым данным уже составлены некие списки претендентов. Но на сколько самостоятельны будут эти «списочники»? Вопрос риторический. Решение, принятое на внеочередном заседании Думы, мной воспринимается как верное. Но кроме того, что предложенная схема, на мой взгляд, более совершенна, есть еще один вывод из случившегося. Это то, что депутаты пошли против мнения большинства, не удостоившись объяснить толком свою позицию, и тем самым наплевав на это мнение. Они ликвидировали должность мэра и тем самым, даже психологически, лишили горожан защитника наших интересов в лице Сопина. Понятие о народовластии, как и о власти вообще, подразумевает наличие у народа неких способностей, а именно в управлении, а также неких процедур, позволяющих эту способность реализовать. Но невежество большинства в вопросах управления, а также экономики, социологии, не позволяет толком использовать те демократические процедуры, что мы имеем. С другой стороны, имеющие власть группировки, по своей сути мафиозно-клановые, управлять умеют, с этим проблем нет. Проблемы у нас – горожан – в том, что они управляют в свою пользу, решая вопросы благополучия города лишь постольку поскольку – по остаточному принципу. Изменить ситуацию не на 5-10 лет, а на сроки намного большие можно только в одном случае: изменить качество нас самих. Что бы из нашей среды к управлению делами общественной важности приходили только высоконравственные, образованные лидеры. А для этого наше общее качество – нравственность, образованность, психическое здоровье – должно быть соответствующим.

Антон Кукушкин