Директор фонда эффективной политики Глеб Павловский, рассуждая о причинах нынешней нервозности российского общества, заявил, что будущее так опасно, что не бояться его нельзя.

 

Павловский объяснял столь жесткую свою оценку нашей действительности глобальными процессами, происходящими во всем мире. Его частичкой, далеко не самой благополучной, является Россия. Ни общество, ни правящая элита не готовы к предстоящим переменам. Действительно, сегодня трясет и Ближний восток и западную Европу. Но нас интересует наша страна с ее особенным сегодняшним моментом. На мой взгляд, нас потряхивает сегодня больше от внутренних проблем. Нынешнюю нестабильность чувствуют и правящая элита, и все мы. Не случайно политический сезон начался столь бурно.

О нашем родном политическом кризисе я не говорю. О нем уже много сказано и написано. Будем ждать развития событий, ибо дзержинцы сказали свое мнение, но его в расчет не приняли.

 

С места в карьер начала Государственная Дума. На счет раз лишила депутатского мандата оппозиционно настроенного депутата Геннадия Гудкова. Отобрали мандат за то, что он одновременно был и депутатом и вел свой бизнес. Отобрали несмотря на то, что, как говорилось на заседании самой Думы, ни следствие еще не закончилось, ни суда не было (сторонники Гудкова подали протест в Конституционный суд). Насмешили. Как будто один депутат Гудков имеет свой бизнес. Если пошерстить нашу правящую партию или ЛДПР, еще не то найдешь. Ну, перепишет депутат свой бизнес на родственников, что изменится?

 

Оппозиция всех мастей тоже не дремлет. 15 сентября в Москве и многих других городах прошел так называемый «Марш миллионов», третий по счету за год. В этот раз власть разрешила провести демонстрацию и митинг в самом центре Москвы, не ограничивая по времени. Решение верное, ибо лидеры оппозиции предупредили, что если не получат разрешение, то марш все равно будет. А что такое при наших нынешних законах несанкционированная акция? Это опять борьба ОМОНА с митингующими, возможная кровь. Новый виток напряженности. Вот в Нижнем Новгороде оппозиция и власть не смогли договориться. И что? Разгон демонстрантов (было-то их всего около сотни), автозаки, задержанные, один омоновец ударил женщину дубинкой, ее отвезли в больницу. Сейчас фотография этого омоновца красуется в Интернете, оппозиционеры пытаются определить его фамилию, чтобы подать на него в суд. Кстати, в Москве в этот раз на формах полицейских были прикреплены бейджики с фамилиями.

 

Вообще, в Москве митинг прошел почти без эксцессов. Численность его полиция и организаторы определяют по-разному. МВД – не более 14 тысяч, митингующие – 50 тысяч и более. Но в этот раз акция была растянута по времени до темноты. Одни приходили, другие уходили. Но все политологи отмечают «полевение» участников митинга и значительное сокращение среди них среднего класса и творческой интеллигенции. Но впервые была студенческая колонна, причем возглавляли ее элитные вузы, больше было работников науки. Возможно, средний класс и творческая интеллигенция разочаровались в подобной форме протеста. Да и новый закон о митингах не способствует активности. Настораживает и так называемая объединительная идея, когда рядом идут колонны националистов и либералов.

 

В этот раз кроме политических лозунгов: отставка Путина, свобода политзаключенных, выдвигались и социальные, например, установить мораторий на жилищно-коммунальные тарифы, чтобы рассчитать, что, сколько стоит; оставить в покое накопительную часть пенсии, не повышать пенсионный возраст и другие.

 

В общем, организаторы шествия довольны, МВД тоже. Что касается наших правителей, то те, как всегда, молчат. Их интересуют более глобальные идеи. Например, в одном выступлении Путин предложил сделать идею повышения вооружений национальной. Но у нас на памяти еще гонка вооружений развитого социализма, когда Америка нас оставила с ракетами, но без штанов.

 

Трудно представить подобное в современном мире. Тем не менее, образ внешнего врага в последнее время постоянно навязывается властными структурами. Это стало одним из коньков официальной пропаганды. Может быть, неспособность решать внутренние проблемы нервирует нашу власть, и она ищет громоотвод?

 

Конечно, наверное, прав Павловский, рассуждая о глобальных переменах, к которым мир не готов, но которые грядут. Но простых россиян, судя по многочисленным опросам, больше нервирует нестабильность их жизни, в которую немалую долю вносит сама власть. Чего стоит неразбериха с жилищно-коммунальным хозяйством. Выпускают законы, к которым не готовы не только население, но и их исполнители. Потом переносят их действие на года. Постоянное повышение тарифов на все и вся. А разговоры о пенсионной реформе, повышать или не повышать пенсионный возраст, об отмене накопительной системы. А всякие дорогостоящие и не понятные для населения реформы в образовании, свертывание нормальной бесплатной медицины.

 

Это ли не нервирует россиян?

Ольга Цуккер