Завтра, 5 октября, свой профессиональный праздник День учителя отметят все педагоги Дзержинска. Быть учителем – непростая профессия, быть хорошим учителем – искусство, которое приходит с годами, терпением, усилиями и желанием жить своим призванием.

На городском конкурсе «Профи-2011» учитель информатики из школы №17 Лариса Гусева заняла первое место в номинации «Искусство быть в профессии». Ее работа, представленная на конкурсе, – портфолио, собранное благодаря профессиональным достижениям. Всего же школе она посвятила 14 лет.

 

Участие в конкурсах, олимпиадах, проведение незаурядных классных часов, уникальные сценарии уроков, победы учеников… За всем этим – будни в самой обычной дзержинской школе. И ни капли равнодушия, ни намека на усталость, ни упрека судьбе, что повела непростой стезей учительства…

 

«…В 1981 году я пошла в первый класс. Мои плюшевые мишки, меховые зайцы, куклы пошли в первый класс в этом же году, – написала Лариса Гусева на конкурс педагогических работ «Мой первый урок». -Помню, как парами я рассаживала их на полу своей комнаты и учила писать, читать и считать. У каждого ученика была тетрадь по математике и русскому языку, настоящая – в 12 листов. Каждый ученик по-своему писал, читал, отвечал у доски. У каждого был свой характер, свое поведение. Доской нам служил ватман, прикрепленный к двери комнаты, мелком – простой карандаш, а тряпкой – ластик. Однажды, заигравшись, я исписала стены ванной цветными мелками (стены были покрашены синей масляной краской – как и у всех в новом доме). Я была очень довольна доской, ведь стирать с нее можно влажной тряпкой, как в настоящей школе!»

 

Сегодня в классном руководстве у Ларисы Анатольевны ее взращенный с младых ногтей 10 класс. У каждого свой взгляд на мир, свои планы на будущее. Каждому нужно уделить максимум внимания: похвалить за успехи, заставить подумать над проступками.

 

Отвлекающегося на уроке она отсаживает отдельно и дает индивидуальное здание – интересное, чтобы выполнение «затянуло». Отвлекающего весь класс вызовет к доске и предложит сыграть роль учителя при том же шумящем классе. И все – непринужденно, спокойно, как бы играючи.

 

Лариса Гусева помнит, как будучи 10-классницей, выбрала профессию учителя в УПК. Так же поступили и многие другие ее ровесницы. Но готовиться к педагогике было суждено не всем. Психолог при отборе предложила нарисовать фантастическое животное. Подруга Ларисы, которая хорошо рисовала, сделала это искусно – на ее листке красовался зверь идеальных форм и расцветок. Сама же она только и смогла изобразить нелепое нечто и перед самой сдачей работ добавила существу на бумаге улыбку. Подругу на курсы педагогики не взяли, а ее, Ларису, зачислили.

 

«…Когда я училась в старших классах, завуч иногда просила меня провести урок за заболевшего учителя истории, русского языка, даже математики. Помню, как я была поражена тем, что младшие школьники слушаются меня и сидят тихо, отвечают у доски и с места. Мне было крайне приятно почувствовать себя в роли настоящего учителя. На последнем звонке, 25 мая 1991 года, стоя среди выпускников школы №17, я плакала, как и многие из нас в тот момент, от того, что не хотела прощаться со школой. И именно тогда я решила: «Я обязательно вернусь!» В том же году я поступила в Нижегородский педагогический университет».

 

«Работая в школе, я пришла к такому интересному выводу, что каждый класс похож на своего учителя. Есть классы, где ученики открыты, добродушны, от них не ждешь подвоха. Есть классы, где дети себе на уме. Шушукаются, хихикают, строят козни друг другу. Конечно, не все. Но парочка таких учеников почему-то накладывает отпечаток на весь класс. Нет, они не копируют своих учителей, а только реагируют на отношение к себе. Как учитель относится к детям, так и дети к нему», – говорит Лариса Гусева.

 

В отношениях с учениками нужно держать баланс между строгостью и панибратством. Достичь его непросто. Но общение на «нужной» волне важнее хороших отметок и примерного поведения, считает наша героиня.

 

«Отчитывать школьника за прогулы и неуспеваемость бесполезно. Если он так сделал, значит, это уже в прошлом. А вот на будущее нужно придумать что-то такое, чтобы прогулы и двойки ему самому стали не по душе. Ну хоть поговорить на равных – искренне и серьезно, чтобы и до ума дошло, и до сердца. Я стараюсь убедить, что учеба нужна не мне и не родителям, а только ему самому, – рассказывает Лариса Анатольевна. – Еще труднее наставлять родителей. Они же взрослые люди и в общем-то не могут предсказать поведение своих детей. С родителями я стараюсь подружиться и сделать их своими единомышленниками».

 

«…Студенткой 5 курса я пришла в свою школу к любимой учительнице математики для прохождения преддипломной практики. Хорошо помню, как тщательно я продумывала каждое слово, которое должно было быть сказано мною, каждую деталь урока, каждый его этап. Помню, как подробно я написала конспект урока, оформила наглядные пособия (они до сих пор хранятся у меня). Душа трепетала. Но волнения оставили меня, как только я переступила порог родной школы. Перемена… Звонок на урок…Я в классе, но уже не за партой, а у доски. Я – учитель. Любопытные глаза изучают меня, следят за каждым шагом, взглядом, жестом. После урока моя учительница сказала мне: «Ты как артистка на сцене!» Возможно, все было наиграно тогда, но урок удался и я была довольна собой».

 

В школу №17 Лариса Гусева пришла работать не сразу. До этого были школы №8 и 4, компьютерный центр, в котором раньше учащиеся городских школ занимались информатикой. В компьютерном центре, вспоминает Лариса Анатольевна, работалось легко и удобно. Между уроками было полчаса времени. Но… дети пришли, ушли и снова в центре – пустые коридоры. Какую пользу приносили занятия тем девчонкам и мальчишкам – Бог весть. А хотелось видеть результат своего труда, нести достижения своих подопечных через годы вместе. Поэтому общеобразовательная школа, в которой работать сложнее, но интереснее, принесла учителю больше удовлетворения и радости.

 

«…Думаю, каждый урок можно считать первым: ведь в каждом уроке есть что-то свое, особенное, чего нельзя повторить дважды: атмосфера, интересный диалог, успех учеников, волнения… Даже сейчас, имея учительский опыт, я немного волнуюсь перед каждым уроком, как перед первым. Звенит звонок. И вот они – милые, озорные глаза, открытые души, сердца, для которых я нахожусь здесь, в классе, для которых я стараюсь, для которых я живу…»

 

И все-таки за 14 лет были у Ларисы Анатольевны моменты, когда она сомневалась в выборе профессии, подумывала уйти из школы, махнуть на любимое дело рукой. Но что-то каждый раз останавливало, держало. Уверенность ли в том, что учительство – творчество, к которому она всегда стремилась, что оно – ее единственное истинное призвание, что место кукол из детства давно заняли дети, и предать их – значит предать все, ради чего жила?

 

«Как подумаю, что стану каким-нибудь бухгалтером, засяду в кабинете и буду целый день считать, возможно не увидев ни души, так и понимаю – не мое. В школе за один только урок так наговоришься, наспоришься, насмеешься, что настроение бодрое на весь день», – поделилась Лариса Гусева.

 

Все сомнения давно прошли. Сейчас она знает точно, что из школы никуда не уйдет. Ведь впереди еще много первых уроков.

 

Елена Родионова