Задание президента выполнено: как и было велено, Минтруда и ПФР к началу октября подготовили стратегию развития пенсионной системы России до 2030 года с тем, чтобы после публичного обсуждения вынести ее на рассмотрение Государственной Думы не позже 15 декабря. Так что пока все идет по плану. Вот только соблюдение сроков и процедурных требований не гарантирует того, что очередная пенсионная реформа станет благом для подавляющего большинства россиян. Даже при том, что в предложенном варианте стратегии реформаторы отказались от идеи повышения пенсионного возраста, которая так долго витала в их головах. Что в лоб, что по лбу Хотя многие эксперты скептически смотрят на этот отказ и не спешат ставить его в заслугу авторам стратегии. Дело в том, что новое пенсионное правило гласит: если ты платишь в ПФР в течение 40 лет 20 процентов от своей зарплаты, то будешь получать пенсию, равную 40 процентам от заработка на протяжении 20 лет. Получается, что нас вынуждают работать как можно дольше, чтобы не умереть с голоду в старости. Если учесть, что женщина с высшим образованием начинает работать где-то в 22 года, получается, что ей необходимо трудиться до 62 лет, чтобы «вписаться» в правило. То есть после достижения пенсионного возраста отработать еще лет семь. Мужчинам повезло больше – их переработка составит как минимум два года. Хочешь уйти на пенсию в положенные по закону 55 (для женщин) и 60 (для мужчин) лет – пожалуйста, никто силком не держит. Только помни, что твое пенсионное довольствие будет скромнее уже упомянутых 40 процентов от заработка. Картина вырисовывается неоднозначная: де-юре реформа действительно не задевает пенсионный возраст, но де-факто для некоторых категорий граждан она может означать его увеличение. К «некоторым» можно отнести тех россиян, которые всю жизнь получали копейки. Это следует из формулы расчета размера пенсии, которая будет, как и в советские времена, зависеть от стажа работы и уровня зарплаты. Обладателям нищенского заработка просто ничего не останется делать, как вкалывать до глубокой старости. Впрочем, едва ли при зарплате в 8 тысяч рублей удастся достичь пенсионного благополучия, даже если отработаешь 45 лет. Ведь в стратегических расчетах за эталон берется средняя заработная плата, которая сейчас в стране достигла 26,4 тысячи, а в Нижегородской области – 21 тысячу рублей. Наверное, поэтому в первых строках стратегии говорится о доведении опять же средней пенсии до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера, а где-то глубоко в тексте запрятана задача обеспечить хотя бы величину ПМП (нынче она чуть меньше 5,5 тысячи). Курочка – по зернышку В обоснование стратегии написано много красивых слов – о благополучии будущих пенсионеров в том числе. Но как ни крути, а все-таки главная цель реформы – сократить дефицит бюджета ПФР, а со временем так и вовсе его ликвидировать. Способы для этого предлагаются самые разные. Прежде всего, считают «стратеги», надо все население, способное к труду, охватить обязательным пенсионным страхованием и создать условия для вывода зарплаты из «тени». По словам руководителей ПФР высшего звена, взносы в бюджет фонда уплачиваются примерно за 48 млн. трудоспособных россиян из 87 миллионов. Остальные, судя по всему, трудятся без оформления. До сего момента государству не удавалось решить эту проблему, и должно произойти – ни больше, ни меньше – чудо, чтобы ситуация выправилась. Но об этом «чуде» в стратегии, которая призвана лишь обозначить основные направления движения, понятное дело, не говорится. Источником пополнения бюджета ПФР может стать и предлагаемое увеличение уровня облагаемой зарплаты. Сейчас предельный годовой доход, с которого в Пенсионный фонд отчисляются 22 процента, установлен в размере 512 тысяч рублей – все, что работник получает сверх этой суммы, не облагается налогом. Будет ли введен новый порог или на зарплаты, превышающие полмиллиона годовых, тоже наложат «пенсионный» процент, не известно. Но в свое время шла речь о введении дополнительного страхового тарифа на сумму, превышающую установленную правительством налогооблагаемую базу. Отчасти поправит свои дела пенсионный бюджет и в том случае, если работающие пенсионеры решат отказаться от получения пенсии до того момента, пока не уволятся – такое предложение содержится в стратегии. На повышение доходов ПФР рассчитана и идея установить единые тарифы страховых взносов в фонд для всех категорий страхователей. Но проглядывается и стремление к социальной справедливости. Сейчас о ней говорить не приходится, ведь нынешний платеж в ПФР индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других самозанятых работников рассчитывается исходя из одного МРОТа и составляет 14,3 тысячи рублей в год, тогда как годовые взносы за наемных работников достигают 112 тысяч. Между тем пенсии и у тех, и у других будут одинаковыми. Авторы стратегии выход видят в том, чтобы поэтапно повысить налоговую нагрузку на самозанятых застрахованных лиц: в 2013 году – до 32,5 тысячи рублей в год, в 2014-м – до 40,6 тысячи, с тем, чтобы в 2015 году выйти на уровень 48,7 тысячи рублей. Чем может закончиться для малого бизнеса этот более чем трехкратный рост пенсионного тарифа, нетрудно догадаться. И это на фоне президентских заявлений о поддержке мелкого предпринимательства. Но, пожалуй, самым серьезным подспорьем для дырявого бюджета ПФР станет инициатива, призванная изменить ситуацию с пенсионерами-«досрочниками» – таковых в России 3,2 миллиона. До сих пор их право на льготную пенсию не было подкреплено никаким финансированием и, по сути, для его обеспечения государство залезало в карман всех пенсионеров страны. Авторы стратегии считают справедливым установить дополнительный тариф страховых взносов для предприятий, где есть рабочие места с особыми условиями труда. К 2015 году им предлагают отчислять в ПФР за «первосписочников» 9 дополнительных процентов, а для списка № 2 и «малых списков» установить 6-процентную ставку. Впрочем, вариант небезальтернативный: дополнительное страхование работодатели, согласно стратегии, могут заменить модернизацией производства, в результате которой условия труда улучшатся. Надо сказать, что этот пункт реформы меньше всего вызывает нареканий со стороны экспертов. Что посеешь, то и пожнешь А вот по поводу реформирования института пенсионных накоплений в СМИ разгорелись нешуточные словесные баталии. Сетуя на финансовую несбалансированность, нарастающие риски, связанные с сохранностью накоплений, неразвитые финансовые институты, авторы стратегии предлагают перенаправить 4 из 6 процентов отчислений, которые идут на формирование накопительной части пенсии, в бюджет ПФР и таким образом его пополнить. При этом противники такого перераспределения совершенно справедливо указывают на то, что оно еще больше подкосит и без того хлипкие финансовые институты. И это вместо того, чтобы их развивать! Таких планов, судя по всему, у правительства вообще нет. Не собирается оно, похоже, ничего предпринимать и для радикального решения демографической проблемы, которая приведет в 2028 году к равенству числа пенсионеров и работающих, а к 2050 году и вовсе выльется в катастрофу – получателей пенсии почти на 10 миллионов станет больше. Именно на этих печальных выводах и прогнозах строится долгосрочная стратегия развития пенсионной системы. И ведь никакого даже намека на то, что это несветлое будущее государевы мужи попытаются как-то изменить – например, наконец-то сделают ставку на развитие производства. На то единственное, что способно вытащить россиян из поголовной нищеты. Ну а если будет уверенность в завтрашнем дне, будут и дети рождаться. Без устойчивого развития трех-уровневая модель пенсионной системы, предложенная реформаторами, – профанация. Эта «пирамида» зи-ждется на государственной пенсии, которая формируется за счет обязательных страховых взносов и при самом лучшем раскладе составит 40 процентов от нашей зарплаты. Над ней возвышается корпоративная пенсия, которая «светит» далеко не всем – работодателей, в добровольном порядке отчисляющих за своих работников дополнительные средства в пенсионные фонды, думается, раз, два и обчелся. Наконец, на вершине этого трехслойного пенсионного «бутерброда» – кусочек «масла» из частной пенсии, которая есть исключительно дело рук самого трудящегося. По замыслу реформаторов, два верхних яруса новой пенсионной системы могут довести пенсию наших сограждан до 60 процентов от зарплаты. А теперь самое время вернуться к работнику, получающему в месяц 8 тысяч рублей. Государственная пенсия у него будет с гулькин нос – такая, что государству придется ее дотягивать до прожиточного минимума. До корпоративной пенсии в его случае вряд ли дело дойдет – не в «Газпроме» же он работает, судя по доходу. А на формирование частной пенсии при своем-то жалком жалованье он никогда не сможет выкроить. Прожиточный минимум – будущее, которое ждет большинство россиян в старости. Еще одна реформа, состряпанная по принципу: не до жиру, быть бы живу? Елена Серова