В конце декабря прошлого года в Дзержинский театр драмы пришел новый руководитель – Юрий Викторович Кислинский. Рассказывать, какой он – дело неблагодарное. Во-первых, многие его и так знают (и это не преувеличение). А во-вторых, он все равно всегда будет больше, емче, настоящее любых слов о нем…
Идти на интервью с ним, признаться, было страшновато. Беседовать – нелегко. Он был то очень немногословен и высокомерно-строг, то наоборот – смеялся и шутил…
Но, главное, перевоплощения актера были искренни, а сам он оставался настоящим человеком.
– Юрий Викторович, еще до ухода из театра Любови Алексеевны Шведовой обязанности директора исполнял актер Игорь Тарасов. 20 декабря начальник управления по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта Н. Пронина сообщила журналистам, что, возможно, он и останется директором. И тут вдруг назначают Вас? С чем это было связано?
– Не совсем так. «И.о.» Тарасов был недолгое время, как вы говорите. Игорь Николаевич был назначен исполняющим обязанности на время болезни Любови Алексеевны Шведовой. Уже на второй день после ее ухода, 19 декабря, было издано распоряжение о том, что директором становлюсь я.
– Странно… на пресс-конференции Наталья Пронина о Вашем назначении не сказала ни слова. А Вы говорите, что о нем было известно уже девятнадцатого…
– Что я могу сказать… Наталья Вячеславовна является моим непосредственным начальником и обсуждать ее действия, с моей стороны, было бы неэтично…
– Юрий Викторович, какое-то специальное, театральное, образование у вас есть?
– Да. У меня профессиональное актерское и режиссерское образование. Учился в Москве, в театральном училище им. Щукина. У меня есть опыт работы в театрах, я был руководителем Дворца, парка культуры, начальником отдела культуры… Несколько лет занимался хозяйственной деятельностью в политехе.
– Вы, кажется, работали и в нашем драмтеатре…
– Самое интересное, что свою актерскую карьеру я начинал именно в дзержинском театре – первый сезон после театрального училища работал здесь актером…
– А почему ушли?
– Есть такое понятие «юношеский максимализм» – желание двигаться вперед, стремление к чему-то большему. Если бы можно было вернуть время назад, я бы не ушел…
– И куда же Вы в то время отправились?
– Поехал работать по театрам. Первое время после дзержинского театра драмы работал в Сызрани, потом в Тольятти, какое-то время играл в небольших московских театрах… А потом, завершив свое трехлетнее театральное турне, все-таки вернулся в Дзержинск.
– Остаться в каком-нибудь другом городе не хотелось?
– Я привык все время находится в поиске чего-то более интересного. К тому же в это время в Дзержинске у меня уже была семья – жена, ребенок. Шибко-то на крыло не встанешь (смеется)…
– Вернемся в сегодня… Юрий Викторович, ходили слухи, что вы не очень хотели идти на место директора драмтеатра?
-Как сказать… Что значит «хотел – не хотел»… Если видишь перспективу, есть желание, если не видишь – есть опасения. Вообще, в данной ситуации передо мной не стояло вопроса «хочешь – не хочешь», я думал о том, есть перспектива или нет… В настоящее время я ее вижу. Поэтому и дал согласие руководить театром.
– А когда вы увидели ее, эту перспективу? 19 декабря?
– Нет, почему… Просто от администрации города поступило предложение занять эту должность, и я согласился. Так же, как когда-то поступило предложение возглавить отдел культуры… А мало ли что можно хотеть… Может, я хочу стать космонавтом, понимаете?
– Не сложно ли совмещать должности начальника отдела культуры и директора театра?
– У меня нет совмещения. В настоящее время я освобожден от должности начальника отдела культуры. Так что все концы обрублены.
– С отделом расставаться не жалко было?
– Театр мне всегда был ближе… Если там я был функционером, то здесь я могу быть творческим… функционером (смеется). Если серьезно, в отделе была чисто чиновничья работа. Здесь работа более живая. Она мне интереснее. Хотя, с позиции карьеры, это понижение. Но я же все время в поиске (смеется).
– Наверное, трудно принимать к руководству уже сложившийся коллектив, со своими устоями?..
– Тут важно не навредить. Это главное. Пришел и сразу шашкой махать – дескать, я считаю так, и никаких возражений? Так нельзя. Надо посмотреть, вглядеться… Конечно, я уже год работаю здесь актером и ситуацию в театре знаю. Но работа артиста – это одно, теперь нужно присмотреться как руководителю. Еще одна вещь, о которой не стоит забывать, – традиции. Если они хорошие, полезные, зачем их уничтожать, а если нет… Все самое интересное в театре, нужное, а этого здесь немало, оставлять и развивать дальше. Искать новые подходы, ни в коем случае не разрушая ничего положительного, что уже есть. («Хорошо сказал?!» – смеется Юрий Викторович.)
– Как чувствуете себя в новом качестве?
– Для того чтобы почувствовать, надо понять. А за тот период, что я руковожу… (задумался) Прочувствовать у меня не было пока времени. Думаю, этот вопрос можно будет задать через месяц-два, пока же рано говорить об этом.
– В народе говорят, «новая метла по-новому метет». Что Вы, как вновь пришедший руководитель, в первую очередь собираетесь изменить в театре?
– Давайте уточним – не изменить, нет. Усовершенствовать. Хотя это тоже неподходящее слово… Сделать легкую коррекцию. Например, пересмотреть коллективный трудовой договор. Он немножко устарел, ему нужны кое-какие поправки. Коллективный договор – это, в принципе, основа и социальная защита трудящихся. Любому директору он невыгоден, если честно, но необходим, так как четко закрепляет механизмы взаимодействия работника и работодателя.
– А в постановках, в репертуаре театра?
– По большому счету, это прерогатива главного режиссера. Директор строит хозяйственную часть, творческой занимается режиссер. Мне бы хотелось найти консенсус. Я буду, может быть, только слегка направлять, но никак не вмешиваться в работу режиссера.
– Любите наш театр?
– Я в нем играю… (смеется). Вопрос хороший – сразу видно, что вы театр не жалуете, редко к нам ходите. Если бы ходили, видели, что я участвую в постановках (смеется)…
– Знаю, что играете в «Ромео и Джульетте», и всё…
– В настоящее время у меня четыре спектакля: «Ромео и Джульетта», «Село Степанчиково…», «Театр одного зрителя» и еще у меня ввод в лесковского «Левшу». Плюс к тому я планирую участвовать в новых спектаклях. Уже в роли директора… (Полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 10 января 2008 года).
Беседовала Елена БОГОМАЗОВА