Мне нравится танец маленьких лебедей, но только на сцене в концертном зале. Что касается телеэкрана, то, когда я вижу эти нежные создания там, меня бросает в дрожь. Я думаю, ну вот, опять что-то случилось.
Молодое поколение наших граждан, возможно, не знает, что танец маленьких лебедей довольно часто использовали при советской власти в качестве заставки на телевидении, прежде чем передать для граждан важное сообщение. Или кто-то из вождей умер, или кого-то просто «скинули». Перед объявлением о перевороте, устроенном ГК ЧП, маленькие лебеди танцевали на всех каналах около часа. А потом нам показали, как по Москве движутся танки.
Я не думаю, что однажды в ближайшее время утром нас опять разбудит музыка Чайковского. Мне кажется, что наша власть постепенно осуществляет мягкий, бескровный (и на том спасибо), тихий переворот, и маленькие лебеди ей не нужны. Хватит стерхов. Причем делает она это при молчаливом согласии большинства граждан. Оппозицию считать не будем, пока она еще мала и слаба. Если так пойдет и дальше, то скоро мы проснемся совсем в другой стране. В ней в изобилии будут колбаса, тушенка, макароны (обычная еда люмпенов), дорогие магазины с деликатесами для гурманов с деньгами, тряпки на любой вкус (своих не будет, привезут из-за рубежа в обмен на газ и нефть). Что касается духовности (модное сейчас слово), то ее заменит православие. Чтобы назваться православным, надо просто себя считать таковым (многих же деток бабушки крестили). По данным опросов, большинство россиян в церковь не ходят, разве что на Пасху или еще в какой церковный праздник.
Понятие духовности у нас с помощью государства приватизировала церковь. Церковь, при соблюдении верующими основных божьих заповедей, конечно, вносит большой вклад в духовное развитие человека. Главное, чтобы не было так: наворовал, а на ворованные деньги храм возвел и считает себя божьим человеком.
А что, изучение и поклонение музыке, другому искусству, литературе – это не духовное обогащение? Я вообще не стала бы разделять понятие «духовность». Она есть или ее нет. И не важно, православный ты или мусульманин, еврей или кришнаит. Лозунг же «Самодержавие, православие, народность» и при царе не прошел. Вряд ли примут его наши граждане сегодня. У нас светское государство и по традиции, и по мировоззрению граждан.
Помнится, у моего отца был друг – православный священник из Нижнего. Какой же это был высокообразованный человек! Какие они вели интересные, философские, литературные споры. Я была тогда еще подростком и не все понимала. Но сидела тихо в уголке и не могла оторвать взгляд от их разгоряченных и в то же время светлых лиц. Им не мешало то, что один был еврей и атеист, а другой – православный священник. Духовность – вот что их объединяло.
Но это так, лирическое отступление. Меня удивляет абсолютное равнодушие наших граждан к последним законам, которые принимает Государственная Дума и которые отнимают у нас то, что хоть как-то делало нас свободными людьми. Тут и новый закон о митингах и шествиях, и закон об «иностранных агентах», и вдруг вновь появившаяся статья в Уголовном кодексе о клевете, под которую можно подогнать любого, расширение прав ФСБ, о государственной тайне и прочее. Их все объединяет одно – стремление сузить, укоротить наши гражданские права, полностью подчинить огромной чиновничьей братии.
Все это происходит при равнодушии, иногда одобрении населения. Возьмем недавний опрос Левада-Центра о возможности цензуры в Интернете. Я уважаю этот аналитический центр, но вопросы, которые были поставлены перед респондентами, на этот раз мне показались некорректными. Вопрос: в Интернете существует множество опасных сайтов и материалов, в связи с чем необходимо ввести цензуру в Интернете? Положительно на него ответили 63 процента респондентов. Но сама постановка вопроса как бы уже предполагает утвердительный ответ.
Вообще-то, по Конституции, цензура у нас запрещена. Запрещены и вопросы, подвергающие сомнению Конституцию. Но, тем не менее, главное не это. Более 60 процентов граждан у нас за цензуру Интернета – единственного средства массовой информации (его и так можно назвать), где можно найти любую информацию, а также использовать Сеть, как инструмент общения россиян между собой и другим миром. Телевидение у нас полностью под пятой государства. Оно дозирует информацию по указанию чиновников. Большинство газет лавируют, как могут, между учредителями и своим журналистским долгом. Талантливые тележурналисты уходят с федерального телевидения на частные, кабельные.
Напрасно некоторые наши граждане думают, что не нужна им какая-то там гласность. Была бы колбаса в магазине. Но наше поколение еще помнит очереди у газетных киосков, когда вдруг наступила эта гласность. С какой жадностью читались журналы, газеты, книги, которые лежали раньше в столах у писателей. Огромная страна испытывала тот самый духовный голод, о котором сегодня любят говорить. Мне кажется, он наступит опять, если у народа отнимут все, чем владеет цивилизованное человечество. И правильно заметила известный журналист и блогер Лариса Латынина. Дело ведь не в Путине, дело в обществе, которое его избирает.
Ольга Цуккер