Прасковья Макарова – певунья из Дзержинска


Во все времена наш город славится талантливыми людьми. Из них самым выдающимся удается покорить не только столицу – всю страну. И мы гордимся успехами дзержинцев. Столетняя история легендарного Государственного академического русского народного хора имени М. Е. Пятницкого была отмечена двумя именами наших талантливых земляков: Прасковьи Степановны Макаровой (сценическое имя в хоре – Полина) и Юрия Петровича Глушкова – «знаменитого баса из Дзержинска». Певцы-самородки из народа, безмерно влюбленные в русскую песню, посвятили служению хору Пятницкого почти всю свою жизнь. «Поет Паша Макарова», – объявлял в далекие послевоенные годы ведущий концерта на сцене Дворца культуры Чернореченского химзавода. И зал взрывался громом аплодисментов.

 

Истоки таланта


Супруги Макаровы, их дети – Павел, Людмила и младшенькая Прасковья в 1932 году перебрались в Дзержинск из с. Хурада Юхмаченского района Татарской ССР. Там 25 октября 1929 года в крестьянской семье родилась будущая солистка прославленного хора.


В большой семье пели все: бабушка, сестры и братья. Но самой голосистой оказалась Прасковья. Полное имя записали в документ, а по жизни привыкли называть девочку Пашей. Когда она пришла учиться в первый класс школы на Калининском поселке, послушать голосистую девчушку сбегалось полшколы. В конце 1940-х многие хорошо знали эту большеглазую красавицу. Ни один концерт самодеятельных артистов в местном ДК «XX лет Октября» ЧХЗ им. Калинина не обходился без раздольной русской песни в исполнении Паши.


Веселая, черноглазая, она обладала необыкновенной позитивной энергетикой, чувствовала себя на сцене, как в русской песне, свободно и легко. «И кто его знает…», «Степь да степь кругом…» самозабвенно пел хор, а зрители – рабочие ЧХЗ, забыв о нелегких буднях, слушали, затаив дыхание, любимую солистку – работницу упаковочного цеха Чернореченского химзавода Прасковью Макарову, вместе с ней переживая песню, в которой металась и страдала русская душа.

Признание


В послевоенном Дзержинске творческие самодеятельные объединения росли как грибы после дождя. Центральный комитет профсоюза рабочих химической промышленности на организацию местных смотров заводских талантов денег не жалел. Ежегодно в заключительном концерте блистали заводские таланты со всего города. Так, в 1950 году в г. Горьком выступали лучшие из лучших: ДК химзаводов им. Калинина, Свердлова, «Рулон», химтехникума им. Красной Армии. На сцене областной филармонии лихо отплясывал танцевальный коллектив под руководством М. Байкова, Каргопольские частушки задорно пел вокальный ансамбль Н. Гусельникова, народные песни в исполнении Паши Макаровой до слез трогали слушателей, молодой инженер Исаак Фельд-штейн мастерски читал басню С. Михалкова.


Уровень артистов-любителей был настолько высок, что самых талантливых дзержинцев замечали профессионалы и «двигали» на большую сцену. Еще в 1949-м Прасковья стала победителем заключительного тура Всесоюзного смотра самодеятельности. А в следующем году в сопровождении оркестра пела русскую народную песню «Пряха» в Колонном зале Дома Союзов в Москве для участников IV пленума ЦК проф-союзов. Там и посоветовали ей попробовать поступить в хор им. Пятницкого.

Непростое испытание


Голосистую певунью из Дзержинска с первого захода приняли в звездный коллектив, и с 1951 года началась ее самостоятельная московская жизнь. Вскоре пришла к Прасковье большая любовь – в 1954-м она вышла замуж за музыканта оркестра хора Пятницкого Михаила Артемьевича Дроздова. А в следующем году у молодых супругов родился первенец – сын Алексей.


Постепенно молодая певица входила в активную концертную деятельность знаменитого коллектива. Однако концерты в Кремле оказались непростым испытанием для молодой артистки. Дело в том, что на выступления наведывался сам Сталин. Он по своему разумению «корректировал» репертуар своих любимцев. А особо нравившуюся Иосифу Виссарионовичу народную песню «Уж ты степь» хор Пятницкого исполнял «с душой и всем сердцем» по два, а то и три раза за вечер. Сын певицы Алексей Михайлович Дроздов рассказал, что концерты «со Сталиным» Прасковья Степановна помнила всю жизнь.


Однажды вождь народов расчувствовался и пожаловал артистам землю под строительство дач в окрестностях подмосковного города Лобня, на берегу живописного озера Глубокое. Вскоре семейство Макаровых-Дроздовых отстроило там скромную дачку – с 1950-х Лобня стала их вторым домом.

Известно, что Н. С. Хрущев также был большим любителем народных песен и благоговел перед творчеством коллектива. Заканчивались пятидесятые годы, шли шестидесятые, начались семидесятые… Менялись руководители хора. Ими были замечательные композиторы: П. Казьмин,
В. Захаров, М. Коваль, В. Левашов. Певунья из Дзержинска вместе с коллективом представляла русскую песню во многих странах мира: Японии, США, Канаде, Австралии, Финляндии, Новой Зеландии… И такие поездки проходили в то время, когда Советский Союз был «надежно» отгорожен от Запада «железным занавесом»!


Французская пресса восторженно отзывалась о прославленном хоре из Москвы. На концертах в Париже артисты исполнили песню Шарля Азнавура в хоровом варианте, чем удивили и буквально потрясли публику. Во время гастролей в Японию хор имени Пятницкого также принимали на «ура». Причем японцы знали мелодии многих русских песен и подпевали артистам во время концертов.

Сын «обиды не держал»


«Мало на карте стран, городов в СССР, в которых не пела бы мама, она не раз бывала на гастролях в Горьком, – рассказывает Алексей Михайлович Дроздов. – Ведь в детстве родителей я почти не видел: один-два счастливых месяца за год набиралось. В Москве меня мама брала с собой на репетиции, чтобы мог побыть рядом. В буквальном смысле я вырос в зале им. Чайковского, где базировался тогда хор, знаю все его уголки, любой закоулок с закрытыми глазами там найду. Мама с отцом пропадали на гастролях. Оставался дома с бабушкой со стороны отца. Но на родителей обиды не держу: так жили все дети артистов хора, которых я знал».


Поначалу родной город Дзержинск певица не забывала. И старожилы долго помнили, как Прасковья в модном прикиде наезжала в заводской поселок, наводя легкую панику среди местных кавалеров, щедро одаривая заграничными подарками родных и соседей. Но после смерти родителей отношения с дзержинскими родственниками у певуньи отчего-то не заладились. Сына Алексея она с ними не познакомила – он никогда не бывал в Дзержинске.

Яркий талант


С годами яркий талант певуньи из Дзержинска не угасал, а, наоборот, удивлял и волновал слушателя новыми гранями. Бережно и благоговейно относилась она к народной песне, свято хранила традиции ее исполнения. За время работы в хоре певица обрела не только хорошую вокальную технику, но и такое качество, как сопереживание. И в результате сложился замечательный дуэт: Полина Макарова и Лидия Афанасьева. В их исполнении звучали на «бис» коронные номера: «Сормовские частушки с трещетками», песни «Цвети, Россия», «На закате ходит парень». Полина Степановна солировала в исполнении песни «Далеко-далеко степь за Волгу ушла».


Заслуженная артистка России Тамара Петровна Широкова, ныне ветеран хора им. Пятницкого, в 70-е – 80-е гг. выступала вместе с Прасковьей Степановной. На сцене в полукруге хора певуньи стояли рядом – голосистые русские красавицы, самозабвенно исполнявшие раздольные русские песни… Несмотря на давно ушедшее время, Тамара Петровна хорошо помнит нашу землячку и отзывается о ней с большой теплотой: «Певица обладала уникальным по тембру, широким по диапазону голосом сопрано. Тембровая окраска, яркость ее вокальных данных, чистейшая интонация, бережное отношение к слову, содержанию русской песни сделали творчество Макаровой уникальным, достойным для подражания не одного поколения певцов хора Пятницкого». Не случайно в последние годы своей работы П. С. Макарова, имея бесценный исполнительский опыт, продолжала кропотливо заниматься с молодыми артистами. Она помогала им в музыкальной трактовке произведений – обретении особых нюансов исполнения, характерных для той или иной песни.


В 1987 году певица вышла на заслуженный отдых и, оставив сыну квартиру в Москве, жила на даче в Лобне. В 1999 году Прасковья Степановна ушла из жизни. Ныне хор имени М.Е. Пятницкого под руководством народной артистки России А.А. Пермяковой по-прежнему славится своим бережным и любовным отношением к исконно русской песне, русскому танцу. Хор гастролирует не только в России, но и за рубежом. И в плеяде блистательных исполнителей, оставивших след в его творческой истории, осталось имя нашей талантливой землячки, певуньи-самородка из простой рабочей семьи с Чернореченского химзавода имени М.И. Калинина города Дзержинска – Прасковьи Степановны Макаровой.

Станислав Шальнов, краевед


(Автор благодарит за сотрудничество А.М. Дроздова – сына П.С. Макаровой, а также Е.А. Маслову, ветерана труда)