Не успели дзержинцы отойти от новой системы оплаты за свет, а их уже ждал очередной «сюрприз». В ноябре ООО «Единый расчетно-кассовый центр», как и обещало, разослало квитанции со «штрафами» за не вовремя или не полностью оплаченные услуги ЖКХ. Их получили многие, так как пени были начислены за последние 3 года. Не мытьем, так катаньем После рассылки платежек с пенями офис ЕРКЦ «заштормило». Народ, как нам показалось, плавно «перетек» сюда из абонентского пункта «Нижегородской сбытовой компании». Инициатором начисления пеней выступила компания «Нижегородские коммунальные системы». Долги горожанам были выставлены за горячее водоснабжение и отопление с 1 сентября 2009 года по 30 сентября 2012 года. «Ранее подобные квитанции на оплату пени не выставлялись в связи с отсутствием технических возможностей. Теперь этот вопрос решен. Компания НКС планирует выпуск подобных квитанций раз в квартал. Начисление пени продиктовано действующим законодательством, согласно которому плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом», – сообщил начальник управления сбыта тепловой энергии ОАО «НКС» Алексей Федотов. Жилищный кодекс действительно предписывает вносить плату за услуги ЖКХ строго до 10 числа месяца, следующего за расчетным. И если чуть опоздать, то за каждый просроченный день, то есть начиная с 11 числа, должны начисляться пени. Сумма долга зависит от суммы платежа, количества дней просрочки и ставки рефинансирования Центробанка РФ. Впрочем, углубляться в расчеты не стоит. Лучше задуматься, чем грозит неуплата пени. Скорее всего, тем, что они будут суммироваться в дальнейшем с другими, а также, вероятно, грозят отказом в получении субсидий и разного рода справок из домоуправления и ЕРКЦ. Так что если за вами есть грех оплачивать коммунальные квитки позже положенного и вы надеетесь в ближайшее время продать, сдать, обменять свое жилье, получить субсидии, лучше долг оплатить. Не до этики С точки зрения закона, вопросов к пеням нет, а вот к процедуре начисления их в Дзержинске – множество. Ведь такая практика в новинку для дзержинцев. Вот только причин появления квитанций горожанам опять никто не удосужился доходчиво объяснить. Что мешало провести разъяснительную кампанию, рассказать о законности мер взыскания и о том, чем грозит просрочка? Нет, у нас сно- ва всем и сразу выставили счет за три последних года, за время, когда люди знать не знали ни о каких штрафных санкциях и, случалось, в январе или мае из-за праздников платили позже 10 числа. Да мало ли что могло задержать оплату. Если бы пени начислялись в реальном времени – один разговор, но если их не было, взимать долги задним числом, на наш взгляд, неэтично. И это мягко сказано. «Ошибки» тут как тут Ну а уж если найдена лазейка, как начислить гражданам лишний рубль, да еще и под эгидой закона, как тут ею не воспользоваться? К нам в редакцию пошел шквал звонков от горожан, которые уверены, что всегда платили за услуги ЖКХ сполна и в срок. И они тоже получили пени: кто 600, кто 2 рубля, а Марина Щербакова аж… 24 копейки. «Не буду рассуждать ни о стоимости бумаги, ни о загрузке людей, которые этими копейками занимаются. Скажу лишь, что всегда оплачиваю квитанции даже не до 10, а до 5 числа следующего месяца. Так почему меня – добросовестного плательщика – ставят перед выбором: либо перестать быть им, либо бодаться с ЕРКЦ, либо заплатить то, что я не должна? И доколе будет продолжаться одна и та же история: вы, господа, дающие нам свет, газ, воду, в очередной раз напортачили, а мы должны доказывать свою благонадежность?» – возмущается Марина Щербакова. В НКС заявляют, что если сумма или само наличие пеней кого-то не устраивает, стоять в очередях совсем не обязательно. В квитанциях указаны сайт, электронная почта, адрес ЕРКЦ, на них можно направить запрос. Есть также телефоны, которые вполне доступны. Мы в «ДВ» провели свой эксперимент, отправив по указанным координатам сразу три запроса о пенях, выставленных нашей коллеге, которой пришел мнимый долг в 20 рублей. Через два дня из ЕРКЦ отзвонились со словами: «Пени платить не надо. Ошибка оператора». Даже страшно предположить, сколько таких «ошибок» разошлось по городу и сколько людей, не желая терять время на очереди, поиск оплаченных квитанций и переписку, пополнили бездонную бочку коммунальных платежей сверх меры. Должны только мы В этой ситуации вдвойне обидно, что сами коммунальщики с боем расстаются с тем, что должны. Добровольного перерасчета услуг, например, с их стороны, ждать наивно. Даже если знают в управляющих компаниях, что у кого-то нет тепла, температура или качество горячей воды не соответствуют нормативам и так далее, перерасчета можно добиться, складывается впечатление, только по решению суда. Да и его не всегда исполняют. Помните, мы писали про жителей дома 11а по ул. Клюквина, которые всю прошлую зиму жили без тепла по вине ООО «Домовой»? Суд принудил эту УК сделать перерасчет за отопление и выплатить жильцам компенсацию. Думаете, им что-то вернули? Нет. Судебным приставам, по непонятным причинам, не удается списать эти долги со счета ООО «Домовой». Впрочем, это, как говорится, уже другая история. А что до пеней, то наш совет – напрасно не платить ни рубля, ни копейки. Если вы считаете, что пени вам были начислены ошибочно, то отправьте запрос в ЕРКЦ. Иначе все мы только усилим жадность монополистов, которая уже перешла все границы. Елена Родионова