30 марта – день рождения города. Праздник этот обычно отмечается скромно. Главные торжества переносятся на День города. Да и День города вот уже много лет проходит по одному и тому же сценарию. Многие его проводят в садах. Оно и понятно. Весной день год кормит. Тем не менее день рождения города – 30 марта. В этом году ему исполнится 83 года.

 

Не знаю, как другие дзержинцы, а я сегодня с печалью смотрю на улицы нашего города. Разукрашенные фасады коммерческих учреждений и облезлая штукатурка на муниципальных зданиях и жилых домах. Хорошо еще, что дороги худо-бедно поддерживаются. Но это для автомобилистов, а простые пешеходы больше спотыкаются об ямы и колдобины во дворах, грязных и замусоренных.


А посмотрите на нынешнюю городскую архитектуру, которой, в общем-то, нет. Разве что центральная площадь осталась нетронутой. И то перед Дворцом химиков водрузили часовню. Сегодня у богатых и чиновных принято строить храмы. Не знаю, может быть, они по ночам грехи свои зама-ливают или таким образом от Бога пытаются откупиться. Но Бог, как мне кажется, взяток не берет.


Меня спросят, а был ли у нас городской ансамбль? Был, да еще какой. Помнится, в 60 – 70 годы ко мне приезжали друзья из Москвы и тогда еще Ленинграда, поражались продуманности и необычности для провинциального города архитектуры, нашим зеленым проспектам и бульварам. Иногда питерцы называли Дзержинск маленьким Ленинградом.


Нашему городу повезло. В конце 50-х – начале 60-х годов главным архитектором и главным автором первого генерального плана застройки был замечательный архитектор Алексей Федорович Кусакин. Дом со шпилем, Дворец культуры химиков, необычайные арки, декоративные скверы с фонтанами, лепнина на домах в центре города – все это Кусакина и его команды. И идея отделить жилой город от заводов, ликвидировать поселки с их бараками была именно его – Алексея Федоровича. Она успешно реализована. Помнится, в году семидесятом прошлого века газета «Дзержинец» выпустила репортаж о том, как в Дзержинске сносили последний барак. И, уже став главным архитектором Нижнего Новгорода (тогда Горького), Кусакин не забывал Дзержинск.


Слава Богу, у нашего руководства хватает ума не портить современными застройками центр. А здания еще можно восстановить в их начальной элегантности. Но скверы с необыкновенными арками, фонтанчиками уже разрушены. На перекрестке проспекта Циолковского и улицы Гайдара, около когда-то самого большого в городе универсального магазина, по замыслу другого архитектора, Синявского, должен быть второй городской центр с просторной площадью, скверами, фонтаном. И он уже вырисовывался. Но пришли лихие девяностые, и вместо продуманного второго центра город получил нагромождение магазинов. Каждый торговый воротила пытался воткнуться туда, где больше покупателей, чтобы заработать больше денег.


Дзержинску повезло не только с Кусакиным. У нас работал один из лучших лесоводов России Иван Никифорович Ильяшевич, друг известного писателя Леонова. Это благодаря ему от Дзержинска отступили пески, появились бульвары с редкими породами деревьев. Дзержинск стал зеленым, красивым городом с каштанами, липами, голубыми елями, и трудно было поверить, что несколько десятков лет назад везде были сплошные пески. И этот труд Ильяшевича и его коллег сегодня уничтожается ради копеечной выгоды, деревья рубят и в Дзержинске, и вокруг него. Ни областная, ни городская власти не думают, рассматривая сегодня Дзержинск как площадку для строительства новых производств, что уничтожаются зеленые насаждения – легкие города, которые в советские годы при бурном развитии химии помогали дзержинцам выжить.


Конечно, Дзержинск сегодня не в самом лучшем положении. Но, к сожалению, в наших властных структурах за последние десятилетия было мало людей, которые бы задумывались, а что дальше будет с городом? Наших чиновников и депутатов, особенно в последнее время, больше, чем город, интересует собственный бизнес. Да и зачем им город в ином каче-стве? Сами они и их семьи прячутся за высокими заборами в зеленой зоне поселка Желнино, этакой дзержинской Барвихе. И напрасно во время выборов кандидаты клянутся в любви к городу, не любят они его. Нет, конечно, есть среди них люди, стремящиеся что-то сделать для Дзержинска. Но горожане все чаще голосуют за тех, кто больше обещает, у кого денег больше. В надежде, что они с ними поделятся.


Но власть властью. А мы сами? Давайте спросим у себя, любим ли мы свой город, готовы ли сами сделать для него что-то полезное? Боюсь, что над этими вопросами не многие задумывались. Иначе, почему у нас город такой грязный? Два года подряд я проходила мимо свалки прямо на углу здания Комитета по управлению городским имуществом. В нем же находится и проектный институт. Но куда бы я ни обращалась, ответ был один: нет дворников. Наконец-то пришел новый председатель КУМи и навел на территории относительный порядок. Значит, можно было сделать, если захотеть?


Сегодня много говорят о возвращении к опыту народных дружин. А почему бы нашим политическим партиям, депутатам не попытаться организовать группы горожан, которые бы следили за чистотой и имели определенные полномочия, хотя бы вызвать участкового, когда группы молодых людей заплевывают, забрасывают битыми бутылками наши и так не многочисленные бульвары и проспекты. Может быть, дзержинское отделение, говорят, еще правящей партии «Единая Россия» наконец-то перестанет бороться внутри себя за власть, заниматься политическими интригами, а проявит какую-либо заботу о городе? И Городская дума перестанет просто болтать и решать свои внутренние проблемы, делить муниципальную собственность, а займется тем, чем ей положено?

 

Ольга Цуккер