Девятого мая начало работать Общественное российское телевидение. Вещает оно пока в тестовом режиме. Но в сентябре начнется настоящий творческий сезон. Цели и задачи пока довольно туманны и благородны. Но когда я слышу о подобных проектах, мне почему-то приходит в голову поговорка: «Кто музыку заказывает, тот и девушку танцует».

 

Хотя во главе проекта поставили высокого профессионала и порядочного человека – Анатолия Лысенко, но финансирует ОРТ государство. А государственная система и не таких ломала.


Создать общественное телевидение предложил Дмитрий Медведев еще в ту пору, когда он был президентом,  и намекал на будущее потепление и перевод страны с ручного управления на государственное, намекал на свой второй президентский срок. Но времени с тех пор утекло много, и живем мы сейчас  уже в другой стране. Уместно ли в ней общественное телевидение и жизнеспособно ли?


Из многоречевой заставки, где выступали большие и опытные телевизионные дяди, я так и не поняла главную концепцию нового канала. Да, будут рассказывать о стране, самых дальних ее уголках,  приглашать в эфир интересных людей любых профессий  и политических  направлений. Последнее особенно сомнительно.


Специалисты говорят, что, оценивая новый телевизионный канал, прежде всего необходимо обратить внимание на его подачу новостей. Что ж, мне удалось посмотреть один выпуск. Это, конечно, мало. Но привлекает свежесть подачи (все-таки ведущие новые) и широта территориального охвата. Официальных новостей, так всем набивших оскомину, не было. Посмотрим, что будет дальше.


Честно говоря, я скептически отношусь к этому проекту. Трудно представить настоящее общественное телевидение в стране, в которой нет гражданского общества, а его зеленые ростки безжалостно вытаптываются. Так, например, скоро исчезнут некоммерческие организации, которые не желают признавать себя иностранными агентами. За это их давят штрафами, так что они просто разорятся. Последние репрессивные законы, политические процессы отбили желание сотрудничать с государством даже у тех, кто стремился к этому.


Да и трудно представить этакий оазис в дебрях нынешних федеральных телеканалов. Что такое нынешнее федеральное телевидение? Это ящик для зомбирования наших не очень образованных граждан, в основном  пенсионного возраста, которые черпают информацию только из передач центрального телевидения, причем заглатывают ее, не подвергая сомнению и не пытаясь осмыслить. Под них подстраиваются, их ублажают. Ведь это – основной путинский электорат.  А таких у нас, к сожалению, большинство. И это не их вина. Сотни лет крепостного права, а потом семьдесят лет жесточайшего тоталитарного режима до сих пор сидят в наших генах.


 Моисей, чтобы избавить евреев от чувства рабства, сорок лет водил их по пустыне. Я думаю, нас сорок лет не спасут. Недавно я наткнулась на одно из последних стихотворений Роберта Рождественского, замечательного и довольно оптимистического поэта двадцатого века:


Как живешь ты, великая Родина страха?
Сколько раз  ты на страхе возрождалась из праха.
Мы учились бояться еще до рождения.
Страх державный выращивался как растение…


Этот внутренний страх отучил значительную часть старшего поколения рассуждать, приучил покорно воспринимать, что вкладывают в их уши. Последние годы не прибавили оптимизма даже самым думающим, тем, кто еще не отучился отличать ложь от правды. Не случайно  в заставке общественного телевидения многие граждане говорили, что на новом канале они хотят,  прежде всего, услышать правду.


Большинство россиян не выходят на площади, десятилетия страха отучили их открыто выражать свое мнение, но то, что им врут, они понимают. А последнее время их вновь начали запугивать. Репрессивные законы, постоянный поиск врагов. Натравливание одной группы граждан на другую. Верующих на неверующих, местных на мигрантов. Одну национальность на другую. Дошло до того, что автор раньше довольно популярной газеты «Комсомольская правда» в своей статье выражает сожаление, что из родителей нынешних  либералов, в основном евреев, фашисты не наделали зонтиков. У нас что, уже разрешен фашизм, если в газете, издаваемой огромными тиражами, появляются подобные высказывания? В любой цивилизованной стране такого журналиста если не посадили, то выгнали бы с волчьим билетом.


Но вернемся к телевидению. Чего только стоят передачи Мамонтова на Первом канале, где очень мало правды, но много злобы. Да что там Мамонтов.

С ним даже его коллеги стараются не здороваться.  Дошло до того, что когда-то уважаемый кинорежиссер Михалков в передаче «Воскресный вечер с Соловьевым» призывал уничтожать врагов, а в это время демонстрировались отрывки из его фильма «Цитадель», где из окопов бежали солдаты с ожесточенными лицами (какими же они могут быть в бою?), с ружьями и лопатами в руках. Каких врагов призывал уничтожать Михалков? Тех россиян, что думают иначе, чем он, кто не согласен с сегодняшней политикой президента? Посмотрел бы на себя в это время знаменитый режиссер. У него, вместо его обычной вальяжно-барственной улыбки, был просто оскал.


Все время на телеканалах, если оно не занято выступлением первых лиц страны, забито  сплетнями о наших шоу-звездах или, иначе никак не могу определить, передачами для извращенцев, где показывают разного рода физических  уродов. Мы все знаем, что существуют различные и иногда страшные человеческие болезни-аномалии. Но для чего их на российском канале показывают почти каждый вечер? Ну, а новая мода целый день, с утра до ночи, показывать детективные сериалы, особенно по выходным, причем не лучшего качества? Насмотришься таких сериалов и точно поверишь в то, что все полицейские «сво…» и взяточники, и методы их работы мало чем отличаются от бандитских.


И вот представьте, как будет соперничать новый общественный канал, белый и пушистый, с этой халтурой и официальной заказухой, и много ли у него будет зрителей, большинство которых уже воспитаны на «шедеврах» российского канала НТВ…


Впрочем, не будем забегать вперед, посмотрим, что получится. Страна-то меняется у нас на глазах. Пока, к сожалению, не в лучшую сторону. Но, может быть, ОРТ – это первая ласточка?

 

Ольга Цуккер