Дзержинское время

Засчитывается или нет военная служба в стаж? Вопрос, который сотрудникам Пенсионного фонда приходится слышать довольно часто. Но дело в том, что однозначного ответа на него нет. В том числе и потому, что в вопросе обычно не уточняется, о каком стаже идет речь. А ведь действующим пенсионным законодательством предусмотрены три вида трудового стажа: страховой, общий и льготный (на соответствующих видах работ). И каждый используется в пенсионном обеспечении в разных целях: страховой – для определения права на пенсию, льготный – для определения права на досрочное назначение пенсии, общий трудовой – для определения размера пенсии. Итак, не без помощи сотрудников Дзержинского УПФР, попробуем разобраться, какое место отводится военной службе при формировании каждого из трех видов трудового стажа. Страхованию не подлежит В соответствии со статьей 2 Закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ, страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Военнослужащие, как рядового, так и начальствующего состава, обязательному пенсионному страхованию не подлежат. Другими словами, суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иные выплаты, получаемые военнослужащими, страховыми взносами не облагаются, и, следовательно, военная служба не может быть отнесена к страховым периодам. Однако это не значит, что она не засчитывается в страховой стаж. Законом предусмотрена возможность включать в него так называемые нестраховые периоды, которые напрямую не связаны с выполнением работы и уплатой страховых взносов, но при этом могут участвовать в исчислении страхового стажа. Военная служба относится именно к таким нестраховым периодам. Но при определенных условиях, которые оговорены в пункте 2 статьи 11 закона от 17 декабря 2001 года. В соответствии с ним нестраховые периоды, в том числе и военная служба, засчитываются в страховой стаж, если им предшествовала и (или) за ними следовали страховые периоды работы, независимо от их продолжительности. Из этого следует, что страховой стаж не может формироваться только из нестраховых периодов, военная служба это или что-то еще. И все же есть исключения, при которых пенсия может быть назначена даже при том, что страховой стаж складывается только из нестраховых периодов. В рамках пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года, вся продолжительность необходимого для назначения пенсии трудового стажа могла состоять из нестраховых периодов, в частности, из периодов военной службы. Таким образом, если требуемый страховой стаж приобретен до указанной даты, т. е. до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия может быть назначена с учетом стажа, состоящего только из нестраховых периодов. Периоды прохождения военной службы при зачете в страховой стаж подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке на основании документов. Льготой не признается Стаж на соответствующих видах работ или, как его еще называют, льготный – особый вид стажа и представляет собой суммарную продолжительность периодов работы на определенных производствах, в профессиях и должностях или на отдельных видах работ, с учетом которых граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Военная служба при исчислении льготного стажа не учитывается. Часто возникает вопрос о возможности включения военной службы для приобретения права на досрочную трудовую пенсию в связи с работой на Севере. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста (мужчинам по достижении 55 лет, женщинам – по достижении 50 лет), если они проработали в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В изложенных нормах правоустанавливающими являются термины «проработали» и «работа». Из этого следует, что для определения права на указанный вид пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Однако существуют и некоторые исключения. Так, в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, которое действовало до 1 января 1992 года, при назначении льготных пенсий периоды военной службы приравнивались к льготной работе, которая предшествовала службе либо следовала за ней. Необходимо отметить, что применять данное положение возможно только в том случае, если до 1 января 1992 года с учетом периодов службы был выработан полный требуемый специальный стаж работы по Спискам № 1 или 2. Засчитывается без условий В общий трудовой стаж, продолжительность которого учитывается до 1 января 2002 года, воинская служба включается без каких-либо дополнительных условий. Однако, в зависимости от варианта исчисления размера пенсии, периоды военной службы считаются по-разному. Если размер пенсии определяется по нормам пункта 3 статьи 30 закона от 17 декабря 2001 года, то периоды военной службы засчитываются в общий трудовой стаж в календарном порядке. При исчислении размера пенсии по пункту 4 статьи 30 закона (с учетом норм законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года) периоды военной службы по призыву засчитываются в общий трудовой стаж в двойном размере, военная служба в период боевых действий – в тройном размере. Иначе решается вопрос, если размер пенсии рассчитывается с учетом стажа на соответствующих видах работ (по пункту 9 статьи 30 закона). Военная служба при этом варианте исчисления, как правило, не учитывается. Но это не значит, что при таком расчете она не оказывает влияния на размер пенсии. В том случае, когда размер пенсии исчисляется исходя из продолжительности льготного стажа, период военной службы подлежит возмещению. Сумма возмещения страховых взносов рассчитывается с учетом продолжительности периода службы и стоимости страхового года, которая устанавливается постановлением Правительства РФ. Кроме этого периоды военной службы по призыву подлежат возмещению при любом варианте исчисления размера пенсии в том случае, когда служба проходила после 1 января 2002 года. До недавнего времени военную службу можно было подразделить на две составляющие – по призыву и по контракту. При зачете в страховой стаж службы по призыву осуществлялось выделение суммы средств на возмещение, а по контракту – нет. Соответственно периоды прохождения военной службы (не по призыву) не влияли на размер пенсии. Ситуацию исправил Федеральный закон от 4 июня 2011 года №126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных граждан». В соответствии с его положениями гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и др., в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет или по инвалидности, данные периоды службы учитываются при определении размера трудовой пенсии в виде суммы возмещения страховых взносов. Иными словами, периоды службы по контракту, имевшие место после 1 января 2002 года, при соблюдении всех названных условий, подлежат возмещению в том же порядке, что и периоды военной службы по призыву. Таким образом, сегодня в российском пенсионном законодательстве действуют правила, обеспечивающие полный учет периодов прохождения военной службы при установлении трудовой пенсии (и при определении права на нее, и при исчислении ее размера). Елена Серова (По информации, предоставленной УПФР г. Дзержинска)