За помощью в редакцию «Дзержинского времени» обычно обращаются те, кто досыта «нахлебался» от коммунальщиков, обращаются, когда, как говорится, достали. И таких, немало. Вот и история, о которой пойдет речь в этот раз, не нова. Ведь наверняка в увлекательном приключенческом сериале под названием «Перепрограммируй счетчик и плати спокойно», срежиссированном (и, надо сказать, не очень удачно) «Энергосбытом», пришлось поучаствовать многим.

 

«Свежесть» и новизна этой коммунальной истории в том, что ее главной героиней стала (пусть вас это не удивляет) Эмма Захаровна Фельдштейн – известная в городе правозащитница. Да-да! Та, у которой пострадавшие в бесконечных коммунальных спорах ищут помощи тогда, когда никто уже не может или не хочет помогать. Но и ее – невозмутимого борца-правдолюба, который повидал на своем веку столько твердолобых и бессовестных хамов (не дай бог кому), – энергосбытчики, по признанию Эммы Захаровны, достали… «Неуважение к потребителю и полное потребительское бесправие – в этом суть наших отношений с коммунальщиками», – подытожила она наш долгий разговор. И с ней нельзя не согласиться. В истории, рассказанной Эммой Захаровной, каждый, кому довелось общаться с «Энергосбытом», наверняка узнают себя: очень уж ситуация обыденная…


В редакцию «ДВ» дзержинская правозащитница позвонила в середине июля – к тому моменту «война» между Фельдштейнами и работниками «Энергосбыта» длилась полтора месяца. И Эмма Захаровна за это время уже не раз укорила себя: зачем только связалась?! Стоит ли перепрограммировать счетчик, сомневалась с самого начала, будет ли выгода – еще большой вопрос, нервов больше потратишь, чем сэкономишь денег… И все-таки решилась. Послушно заплатила 600 рублей, на Гагарина, 4 заключила с «Энергоконтролем» (ближайшим «родственником» «Энергосбыта») договор на оказание услуг перепрограммирования. В документе, кстати, говорилось, что срок исполнения услуги может занять до 28 дней, потому Эмма Захаровна попросила согласовать с ней время прихода энергоконтролеров заранее, чтобы не разминуться с ними – в конце месяца она собиралась в командировку. К тому же возможность согласовать время оказания услуги оговаривалась условиями договора…


И ей осталось только ждать – о своем визите контролеры обещали предупредить по телефону…


И тут – «Энергоконтроль» повел себя, мягко говоря, не по-джентльменски: обещал позвонить и… пропал. Четыре недели Эмма Захаровна ждала звонка. Ожидание усиливалось недоумением. Эмма Захаровна Фельдштейн – сама исполнительная и пунктуальная до крайности – не могла взять в толк: как можно было пообещать и не позвонить?! Умом понимаешь – обычная история в наше время. Стоит ли переживать из-за этого. А волей-неволей все равно начинаешь дергаться. Те, кому доводилось ждать прихода коммунальных служб (не важно, сантехники ли это, электрики или еще кто), наверняка помнят чувство, с которым ожидаешь их визита, – чувство какой-то странной… «привязанности» что ли. Схожее, честно сказать, с помешательством. Когда боишься выйти из дома – вдруг придут, а тебя нет? Не отходишь от телефона – вдруг позвонят, а я не услышу? Хотя вроде бы никто тебя не принуждает делать этого. Но каждый из нас, наученный горьким опытом, знает – не застанут тебя дома – тебе же хуже. Пиши – пропало: впредь и вовсе не дозовешься… В общем, не желая того, начинаешь жить по заданному коммунальщиками графику. А когда тебя вынуждают жить по чужому расписанию, это вызывает раздражение… Так случилось и с Эммой Захаровной. И хотя наша героиня не из тех, кто поддается эмоциям, растянувшееся ожидание телефонного звонка от «Энергоконтроля» в конце концов начало и ее выводить из себя…


Энергетики все-таки объявились – через месяц. В телефонном разговоре сотрудница организации сообщила, что придут к Эмме Захаровне 29 июня – аккурат в тот день, когда она собиралась уезжать. Обозначили время – с 8.00 до 17.00. Это значит, хозяйке пришлось бы безвылазно сидеть дома целый день – когда соизволят, тогда и придут. И мало ли какие у кого дела! Когда в гости ждешь «Энергоконтроль», другие дела просто меркнут, их не существует.


Хотя, поинтересуйся «Энергоконтроль» у своих потребителей, любой из них сказал бы, что куда удобнее получилось, если бы им называли конкретный час визита. Кроме того, тем самым организация выполнила бы одно из условий собственного договора с потребителями – согласовывать время.  Но в головы руководства организации такая мысль, видимо, ни разу даже не наведалась. Да и зачем, скажите, считаться с чужим расписанием, если есть свое?


Правда, тогда Эмма Захаровна все-таки предприняла попытку «вмешаться» в график работы опломбировщиков – попросила их прийти в первой половине дня. Но поскольку договаривались о встрече по телефону, на том конце провода то ли что-то недопоняли, то ли пропустили просьбу мимо ушей, и в назначенный день в доме Фельдштейнов работников «Энергосбыта» так и не увидели. Зато нашли в двери записку: мол, не застали вас дома. Вот как, скажите, можно было не застать дома тех, кто там был?! «Мне пришлось отлучиться, но не было меня всего 10 минут (я даже время засекла!), в это время дома «дежурил» муж, но он говорит, что не слышал, чтобы в дверь звонили или стучали», – поделилась правозащитница.

Точь-в-точь как в известном детском стихотворении о том, как Гном покинул дом. Помните: «Гном вернулся – дома нет, дом вернулся – Гнома нет…». С той лишь разницей, что героиню нашей истории искать не надо было – как ее умудрились «потерять» контролеры, непонятно.


Но они – народ строгий, если не сказать суровый, особенно, если дело касается потребительской дисциплины: сказано было ждать, вот и ждали бы! А не дождались, мол, сами виноваты – это уж не наша забота… Это такой, думается, «воспитательный момент» – дисциплинирует «Энергоконтроль» «непослушных» потребителей, чтобы впредь неповадно было «баловать».


Так и не завершив начатое (и, заметим, давно оплаченное – еще в мае) дело с опломбировкой счетчиков, Эмма Захаровна в конце июня уехала в командировку. Вернулась 4 июля…


И снова ей пришлось звонить перепрограммировщикам, чтобы предупредить, что хозяева квартиры, в которой «никого не было», – дома.


И снова пришлось ждать звонка. Позвонили ей только две недели спустя – день назначили опять не самый удобный, как раз когда Эмма Захаровна вела прием граждан. Пыталась донести до телефонной собеседницы, что остаться в назначенный день дома и, значит, оставить людей без помощи хозяйка не может. Но Эмму Захаровну даже слушать не стали.


Пытаясь доказать свою правоту, собеседница правозащитницы то и дело ссылалась на договор – на ту его часть, в которой говорится о том, что «заказчик обязан обеспечить исполнителю беспрепятственный доступ к объекту». При этом упуская из виду слова о «согласованном времени»…

 
Счетчик в квартире Фельдштейнов так и не перепрограммировали – услуга, несмотря на то что деньги за нее уже отданы, так и осталась «неоказанной».


Тем же, кому посчастливилось дождаться энергоконтролеров, сэкономленными за счет двухтарифного счетчика грошами точно не удастся окупить потерянное время и потраченные нервы. Знают это не только Эмма Захаровна, но и многие дзержинцы, которым пришлось «переводить стрелки» на своих счетчиках, – об этом мы не раз слышали от них самих.

Алена Серегина