Дзержинское время

1 января вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ. Документ был представлен на рассмотрение депутатов Госдумы еще в 2006 году. И уже тогда разработчики пророчили ему большое будущее, называя «важнейшим событием сразу в двух сферах – права и экономики».

Не ошиблись – событием он действительно стал. Из разряда абсурдных.

Читательский – вне закона

По задумке, новые 327 статей Гражданского кодекса должны были помочь композиторам, поэтам, художникам, писателям – «изготовителям» интеллектуальных произведений защитить эти самые произведения от недобросовестных пользователей. Вернее, заставить их платить авторам – четвертая часть ГК содержит «правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях».

На первый взгляд, нововведение пришлось кстати – о пиратстве, незаконном использовании интеллектуальной собственности в нашей стране говорят все чаще и чаще, а вот справиться с этим пока не удается. Изменить ситуацию решили при помощи четвертой части Гражданского кодекса – благодаря ей авторы, мимо которых долгие годы проходила причитающаяся им прибыль, теперь без вознаграждения остаться точно не должны.

Но в первую очередь, похоже, новшество бабахнет не по профессиональным пиратам и расхитителям интеллектуальной собственности, а обрушится на нарушителей попроще…

Например, на библиотеки. Именно они должны понести ответственность за «незаконное наживательство». Дело в том, что вступившая в силу четвертая часть ГК РФ, по сути, запретила библиотекарям брать деньги с читателей, обязав их предоставлять услуги исключительно «на безвозмездной основе». Казалось бы, чего лучше? Но тридцать рублей за годовой абонемент – сумма для читателя не бог весть какая, а библиотеки за счет них хоть как-то да пополняют книжные фонды. По крайней мере, перебивались до последнего времени… А что будет теперь?

В «пострадавших» окажутся и студенты, если, допустим, кто-то из них захочет срокопировать книжный текст. Любой знает, что в библиотеке к его услугам есть ксерокс, но воспользоваться им теперь не получится. По той простой причине, что оплату за копирование по новым условиям с посетителей брать нельзя. Между тем расходные материалы стоят денег, и немалых. Вот и выходит: библиотекам – убытки, а читателям – переписывать информацию по старинке – ручкой на листочек, причем “в единственном экземпляре” (статья 1273 ГК).

Достанется и дворцам культуры, театрам. Вероятно, последние и привыкли рассчитываться с авторами произведений, которые ставятся на их сцене. А вот для «кружков» необходимость «расплачиваться», скорее всего, станет неожиданностью. И действительно, ситуация абсурдная. Ставит хореограф танец под современную музыку. Потом его подопечные выступают с этим танцем на платном концерте, в этом случае постановщик должен платить композитору и автору стихов. Кстати, если танец поставит кто-то другой, он тоже должен будет заплатить определенный процент его автору за использование «интеллектуальной собственности». И так до бесконечности…В общем, владельцы кафе, ресторанов, других увеселительных заведений, магазинов, парикмахерских, бань, где крутят современную музыку, окажутся не в самом плохом положении. У них, по крайней мере, прибыль побольше библиотечной и театральной…

Следить же за соблюдением законодательства будут авторские общества. Они, словно только и ждали выхода в свет четвертой части Гражданского кодекса, тут же выказали готовность помочь авторам собрать «дань» с нарушителей. Как говаривал рязановский герой, «нашлись добрые люди – подогрели, обобрали…» Или наоборот?

Благородные цели и хорошие возможности

В природе существует несколько типов организаций, которые оказывают содействие авторам в защите их прав и интересов, в частности, собирают авторские вознаграждения за использование их произведений. Авторские общества: одни из таких добродетелей-правдоискателей. Они, согласно закону, занимаются выдачей лицензий на пользование авторскими правами и сбором гонораров для авторов, когда им самим это сделать затруднительно.

На территории нашей страны сегодня работают несколько подобных обществ – Российское Авторское Общество (РАО), Российское Общество Правообладателей в Аудиовизуальной Сфере (РОПАС), также существует РОСП – Российское общество по смежным правам, Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС).

При этом стать членом авторского общества несложно – он должен лишь заключить с ним договор. Только и всего. Интересно другое. Оказывается, в российском законе об авторском праве и смежных правах есть норма, согласно которой авторское общество уполномочено собирать вознаграждение также для авторов, с которыми не заключены договоры на эту деятельность, но которые официально от услуг авторского общества не отказались. А это значительно расширяет полномочия авторских обществ.

Заметим еще, что авторские общества относятся к некоммерческим организациям, то есть, по идее, цель их деятельности не связана с получением прибыли. Да и живут они за счет собственных средств, пожертвований и взносов – в общем, варятся в собственном соку, а работают чуть ли не за спасибо. Интересно, а чем в этом случае кормится целая армия общественников-энтузиастов?

Правда вот, за оказанные услуги авторское общество вычитает из собранных сумм определенный процент – на покрытие своих расходов. Каковы эти суммы, можно только предполагать. Так же, как можно только догадываться о том, все ли авторы, плату за использование чьих произведений берут общества, получают причитающиеся им суммы. «Схемы расчетов по выплате собранного вознаграждения конкретным авторам достаточно сложны, однако эта практика является общепринятой во всем мире и мало различается от страны к стране» – сообщается на одном из интернет-сайтов. (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 6 февраля 2008 года)

 Елена БОГОМАЗОВА