А.Миргородский: хочется, чтобы все было по-правильному

Дзержинское время

Со дня пуска отопления прошло примерно три недели. Кое-где, что скрывать, работы по замене сетей отопления и ГВС все еще ведутся. Что это? Нехватка времени сделать все запланированное летом? Или латание дыр, обнаружившихся после запуска тепла? Об этом нам рассказал начальник производственно-технического отдела ОАО «НКС» Алексей Миргородский.


– В этом году мы планировали заменить порядка 16 километров сетей, из них порядка 10 километров — в межотопительный период. Остальные 6 километров — это те сети, которые уже были или будут нами заменены уже в течение отопительного сезона, там ,где это будет необходимо. К сожалению, сейчас мы не можем позволить себе только запланированные ремонты. Коммунальным хозяйством в последние пару десятилетий практически не занимались, поэтому изношенность сетей кое-где близка к стопроцентной. В план на межотопительный период мы включаем лишь те участки, про которые точно знаем — отопительного сезона они, скажем так, не переживут. Но хочу отметить, что и «латочным» ремонтом мы не занимаемся. Если уж меняем прорвавшуюся трубу, то «от» и «до». Конечно, исключение составляют морозные зимние месяцы, когда просто нет возможности раскопать трассу и оставить таким образом жителей без отопления на долгие часы. Ставим латку, а в оттепель все равно меняем всю ветку. Дома не успевают «остыть», так что отключение отопления проходит безболезненно и не заметно. Вот на такие авралы и «оставлены» 6 километров.


– Но ведь 10-15 километров трубопровода — это капля в море?


– Не скажите. Общая протяженность наших теплотрасс — 156 километров, так что 15 километров в год — это 10%. Лет через 8, а то и быстрее, все трубопроводы будут заменены в полном объеме. Так что мы сможем заниматься плановыми ремонтами уже через 2 – 3 года. К чему собственно мы и стремимся.

Знаете, хочется все делать по-хорошему, по-правильному. В прошлом году купили ультразвуковой толщинометр для диагностики «опасных» участков. Применяем и новые технологии. Так, мы отказались от сварных труб, кладем исключительно бесшовную трубу, с более толстой стенкой — 6-8 миллиметров (по нормативам достаточно 4-5 миллиметровой). Заметьте, цена трубы рассчитывается в тоннах, поэтому утолщение стенки трубы в два раза утяжеляет ее и следовательно делает раза в два дороже. Но это затраты необходимые, окупаемые более долгим сроком службы. Также мы уделяем внимание качественной теплоизоляции. В этом году решили применить пенополиуретановые скорлупы. Они в полтора раза дороже так называемой стекловаты, но в 4 раза сокращают теплопотери, намного проще в монтаже, не требует специальных средств защиты вроде рукавиц и респираторов. Так что получается существенная экономия по времени и в конечном счете и по деньгам.


– Наверное еще рано подводить итоги начала отопительного периода…

– Почему же? Сразу скажу, что к 25 сентября (дата начала отопительного сезона — прим.авт.) 95% запланированных нами работ были завершены. Кое-где продолжались работы на сетях ГВС, но не по отоплению. Проблемы с отоплением в некоторых районах бывают, но это издержки начала сезона. Пуск тепла — это сложный технологический процесс, это открытие и закрытие запорной арматуры, запуск и остановка насосов, а значит — гидроудары (всплески давления). Последние и «рвут» крайне изношенные трубы.


– Думаю, не открою секрет Полишинеля, если скажу, что отопление и горячее водоснабжение, несмотря на ваши усилия, кое-где все еще оставляет желать лучшего. Почему так?


– А как было лет пять – семь назад? По сравнению с тем временем изменения в лучшую сторону налицо.

К тому же качественная коммунальная услуга зависит не только от нас. В процессе задействованы и производители тепла, как например, Дзержинская ТЭЦ, котельные, обслуживающие магистральные сети и генерирующие тепло, обслуживающие и управляющие компании, в компетенции которых — внитридомовое оборудование. Некоторую долю ответственности несет и сам потребитель, который должен содержать внутриквартирные коммуникации в надлежащем состоянии. К поставщику теплоносителя у нас претензий нет, мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы тепло и вода поступали нужной температуры и в нужных количествах. В том числе убираем заужения, о которых иногда даже не знаем. Вот например в этом году меняли абонентский ввод на детский сад №89. По документам, на этом участке была уложена труба диаметром 89 миллиметров, в реальности оказалось, что наши предшественники, видимо, за неимением достаточных средств, делали латки трубами меньшего (иногда раза в два) диаметра.

И несмотря на все предпринимаемые нами меры, мы не раз сталкивались с такой ситуацией — в присутствии жителей замеряем пирометром температуру, предположим, ГВС на входе в дом — 56 градусов. А в квартиру вода приходит едва ли не в два раза холоднее — 32 градуса. Дело здесь уже в «внутрянке», незаизолированной как должно или забитой.

Процесс работы идет, и все жилищные организации, и управляющие компании прилагают немало сил для улучшения качества коммунальных услуг. И потом, быстро сделать – не всегда значит качественно. Просто на все нужно время.


– Спасибо за беседу.

Марина ФЕДОРОВА