16 сентября, депутаты комитета по городскому хозяйству обсуждали, пожалуй, самые «бородатые» городские проблемы – нарушение норм благоустройства и проблему вывоза мусора. Последняя вообще давно напоминает фарс, в сюжете которого городские власти беспомощно барахтаются уже пятый год подряд. Будет больше штрафов и порядка? Депутаты обсуждали идею возродить в городе работу административно-технической комиссии. Сейчас она существует только в Нижнем, ее инспекторы, естественно, не часто бывают в Дзержинске, и не могут отследить многочисленные нарушения правил благоустройства, проведения земляных работ, складирования мусора и так далее. Как результат – огромное количество нарушений, с одной стороны, и слабая собираемость штрафов за них, с другой. На комитете обсуждалась законодательная инициатива, с которой наши депутаты намереваются обратиться в Законодательное собрание – вернуть в город АТК, передав при этом муниципалитету часть государственных полномочий. Для этого, если депутаты ЗС согласятся, придется внести некоторые изменения в областной Кодекс об административных правонарушениях. Таким путем пошел два года назад Нижний Новгород. Дзержинск тоже намерен просить областных парламентариев сделать для него исключение. Депутаты долго дискутировали на тему: будет ли эта комиссия работать на общественных началах при минимуме затрат или в ней должны трудиться штатные сотрудники при должностях и зарплате. Тогда и расходы придется нести соответствующие – от 2,5 миллиона в год и выше. Но эти деньги явно окупятся штрафами, посчитали депутаты. Решили «двигать» последний вариант, рассудив, что общественные активисты с подобной работой, которая, в том числе, будет связана с судебными разбирательствами, не справятся или будут на ней не слишком активны. Правовое же управление Думы, которое, по просьбе депутатов, готовило документы, соглашалось с одной лишь оговоркой: чем меньше Дзержинск будет просить у области денег на организацию новой структуры, тем больше вероятность, что решение будет в нашу пользу. Вообще дискуссия о том, в какой форме должна быть создана комиссия, была забавной. Два депутата – Виктор Портнов и Павел Воронин – блистали красноречием и убеждали других в том, в чем с ними и так никто не спорил. Собственно, если бы они оба слегка не опоздали к началу комитета, то услышали бы, что остальные депутаты уже высказывали то же мнение. В итоге проект законодательной инициативы дзержинских депутатов – возродить в городе административно-техническую инспекцию – отправили на доработку. Асфальт-яма-асфальт Затем народные избранники приняли к сведению работу администрации по замене лифтов – в 2013 году в городе их установили девять и до конца года поставят еще один. На эти работы потратят, в общей сложности, около 9,5 миллиона бюджетных рублей. А в следующем году в планах администрации – заменить аж 110 лифтов, если найдется финансирование. Проблема стоит очень остро – по городу надо менять несколько сотен лифтов, иначе скоро их просто запретят эксплуатировать. Правда, депутаты засомневались, что бюджет будущего года потянет эти расходы, но делить «шкуру неубитого медведя» не стали. Далее народные избранники похвалили работу администрации в вопросах благоустройства и асфальтировки дворов. В этом году масштабы работ, как никогда, велики – уложено более полумиллиона квадратных метров нового асфальта. На это из городского бюджета выделено 50 миллионов руб-лей и еще столько же – из областного. Правда, параллельно с благоустройством дворов, заметили депутаты, у нас в них ведутся ежегодные «раскопки». Соответствующие коммунальные службы, меняя, по необходимости, трубы, зачастую забывают об обязанности убрать после этого следы «подрывной» деятельности – закопать ямы и восстановить асфальтовое покрытие. У каждого из депутатов есть свой список таких адресов. А у горожан – и подавно. Возникает вопрос: нельзя ли как-то согласовать схему «раскопок» со временем работ дорожных строителей во дворах? Сначала копать – потом класть асфальт, а не наоборот, как это часто бывает. Депутат Воронин привел пример. Над ним можно было бы посмеяться, если бы не хотелось заплакать: на ул. Попова, 36 в прошлом году положили свежий асфальт. НКС готовили системы к зиме, раскопали двор. Яма и песок простояли до нынешней осени. И… администрация города за бюджетный счет снова асфальтирует этот двор в 2013 году. Сериал «МУСОР в городе». Сезон 5-й Далее думцы перешли к обсуждению самой «бородатой» городской проблемы – некачественному вывозу мусора. Городские власти говорят о ней много лет, кажется, делают в этом направлении множество разных шагов, но городские дворы и по сей день зарастают грязью, а контейнерные площадки выглядят маленькими «филиалами» Игумновской свалки. Одним из главных действующих лиц на рынке вывоза мусора в городе последние пять лет является компания «Ремондис». Но если по всему миру, включая Новую Зеландию, ее работу считают образцом аккуратности, то в Дзержинске у нее репутация совсем другая. О том, что «Ремондис», который обслуживает 2/3 городского жилфонда, не выполняет ни собственные инвестиционные обещания, ни условия договора, ни принятые в городе правила благоустройства, депутаты Портнов, Воронин, Богданов и другие говорили долго. Представитель компании, который присутствовал на заседании комитета, даже не слишком возражал им. Потому что депутаты пришли на заседание с фотографиями свалок и собственными графиками реального вывоза мусора. Суть проблемы знают все. И наши читатели, в том числе. «Ремондис» уже дважды пытались вежливо и не очень «попросить» из города. В прошлом году («ДВ» подробно писало об этом) управляющие компании расторгли с ним договор, выбрали нового подрядчика. Подрядчик был аффилированный, конечно, с известными в городе людьми. Но то, что он за месяц-полтора почти очистил город от крупногабаритного мусора – это факт. Областные власти воспротивились «ухудшению инвестиционного климата в Дзержинске и вернули «Ремондис» дзержинцам. Мусорная проблема давно уже стала местным дзержинским сериалом. Если считать с момента прихода «Ремондиса» в город, пошел 5-й сезон «мыльной оперы». В объективные обстоятельства и нехватку средств, о которых на совещаниях говорит руководство «Ремондиса», верится с трудом. В Дзержинске вывозят мусор еще две компании. УК «Чистый город» сам организовал вывоз мусора со своей территории, и справляется. Наладилось дело и с приходом на поселок Свердлова нижегородской фирмы «Фарбе НН». Хотя еще около года назад, когда здесь был подрядчиком тот же «Ремондис», мусорная тема была очень больной. Выводы очевидны. Но в высказываниях депутатов и городских чиновников от ЖКХ по этому поводу звучало еле скрываемое раздражение: сверху не велят трогать знатного инвестора. А заставить нормально работать, соблюдая те же правила, что и другие участники рынка (именно такие пожелания прозвучали из уст депутатов), очень хочется. А вот зам. мэра по ЖКХ Игорь Тихомиров высказал такую точку зрения: «Хватит уговаривать. Там деньги жителей наших. Получит компания пару штрафов тысяч по 400, в Дзержинск тут же приедет немецкое руководство, и все наладится». Он предложил и местный персонал «Ремондиса» отправить поучиться работать в Германию или… к нам, на Колыму. «Лучше на Колыму, конечно», – пошутил глава комитета Юрий Шахунц. Вопрос нужно ставить ребром, решили депутаты: «Ремондису» дали месячный испытательный срок до 15 октября, чтобы наладить работу. А через месяц провести комиссионное обследование, заранее пригласить немецкое руководство предприятия, представителей Минэкологии области, других заинтересованных лиц и решить, справляется ли фирма с обязательствами. В противном случае по закону расторгнуть договор и предоставить городской администрации провести новый конкурс по поиску подрядчика. Побороться за такой лакомый кусок мусорного рынка, оцениваемый в десятки миллионов рублей, желающих найдется немало. Экие молодцы чиновники и депутаты, скажет кто-то, вопрос поставили жестко, через месяц будет решение. Но не станем торопиться, подождем, претворятся ли намерения в реальную жизнь. Или это окажется лишь очередным поворотом в сюжете «бородатого» мусорного сериала, а жителям и дальше придется платить за замусоренные дворы ради сохранения привлекательной инвестиционной ширмы. Елена Бахтина