Дзержинское время

Архитектурные стили, как правило, не исчезают. В городах они дремлют в облике исторических зданий разных эпох, поэтому не дают забывать о себе. Так прогулка по старому центру Дзержинска невольно перенесет нас в далекое время 1950-х. Великолепная архитектура в стиле советского классицизма – наша гордость. Чуть подальше от центра – застройка 1960-1980 годов. А вот внутреннюю красоту, давным-давно утраченное внутреннее убранство зданий, хорошо известных каждому дзержинцу, позволяют нам вспомнить лишь старые фотографии. Интерьеры внутренних помещений знаковых общественных зданий – это целый культурный пласт, который дошел до нас лишь на старых фотографиях да частично в декоративном убранстве помещений зданий прошлого века. «Старый» дизайн достоин внимания – с ним крепко связана наша память. Колорит интерьера в духе советского классицизма во всей красе был представлен в прекрасном внутреннем убранстве зала ресторана «Ока» на площади Дзержинского. Его разработал и воплотил в жизнь архитектор А. Кусакин. Когда-то давным-давно в обеденном зале ресторана белоснежные скатерти на столиках, передники и головные уборы официанток достойно гармонировали с белыми колоннами, орнаментальными капителями, лепными орнаментами под высоким белым потолком и нарядными плафонами. Многие годы столь роскошный ресторан был единственным в городе, и провести вечер с друзьями и близкими в его презентабельных апартаментах, где было много пространства, света, воздуха, считалось настоящим праздником. Также черты советского классицизма ярко воплотились в интерьере помещений Дворца культуры химиков, выполненном по проекту архитектора В. Емельянова. Здесь мы видим те же величественные высокие потолки в обрамлении декоративной лепнины и белоснежные колонны. Оформление просторного вестибюля, колонного и малого колонного зала, а также театрального и лекционного, пространство ротонды представляют собой синтез высокого искусства и выдающейся архитектуры.  В фойе радует глаз потолочная декоративная роспись растительной тематики с включением орнамента парадно-представительского характера. Все здесь необыкновенно красиво: парадные широкие лестницы с массивными фигурными балясинами, объемные четырехрожковые светильники на высоких постаментах с основанием из темно-зеленого мрамора, украшенные бронзовой инкрустацией. Живописные гобелены искусной работы придают еще большую парадность и торжественность. Лепнина в виде розеток и декора широко использована как на стенах, так и на потолке, а паркетный пол подчеркивают широкие плинтусы. Эти элементы, характерные для отделки классических дворцовых покоев, сохранили свою актуальность в интерьере ДКХ. В его убранстве в свое время широко использованы только натуральные материалы – дерево, мрамор, бронза, хрусталь, гобелены. Потолок украсили орнаментальные декоры в виде символов советской эпохи – звезд, серпа и молота, венков из колосьев с вплетенными лентами. В колонном зале особенно примечательна роспись по сухой штукатурке темперными красками с включением мозаики золотой смальты. Она была выполнена по эскизам московского художника Г. Опрышко, удостоенного в 1951 году звания лауреата Государственной премии за оформление станции московского метро «Белорусская». Интерьеры ДКХ благодаря росписи по эскизам мастера получились роскошными. Их сюжеты традиционны: с искренним, светлым чувством художник показал дружбу народов великой страны СССР. Представители разных национальностей объединились вместе, играет музыка, идет залихватская пляска – все улыбаются, все счастливы! Стены фойе лекционного зала украсили его же фрески на другую тему: труд и мирная жизнь людей большой советской страны. Женщины и дети, рабочие, вставшие на вахту мира, крестьяне в поле, ученые в лаборатории, врачи и учителя, летчики и сталевары. Интересно, что на фоне первой композиции ясно просматриваются контуры «дома со шпилем» и ДКХ. Традиционные для того времени темы сюжетов: радостный труд, счастливая молодость, культурный отдых – создают радостное, приподнятое настроение. Росписи на стенах выполнены не масляными красками, а темперой. Ее структура становится монолитной, и она с годами постепенно превращается в пластик. Такие росписи живут долго, как фрески Микеланджело в Сикстинской Капелле, также сделанные темперой. Фрески с включением элементов мозаики в залах дворца получились полихромными, нежными по цвету. К уникальной относят специалисты декоративную роспись потолка театрального зала. Парадность и торжественность придает ему художественно-декоративное панно над сценой с включением смальты. Композиция панно выполнена по эскизу архитектора В. Емельянова и включает изображение символики советской страны с надписью, оформленной декоративно-растительной вязью. Росписи плафона и портала сцены в театральном зале сделаны по эскизу московского художника С. Павловского. Несомненную художественную ценность представляет собой декоративная роспись сводчатого потолка на тему различных видов искусств и народного творчества. В интерьер здания органично вписаны многочисленные художественно изготовленные источники света. Так, в колонном зале праздничную атмосферу создает роскошная хрустальная люстра с декоративной розеткой в технике мозаики в виде расходящихся лучей солнца. А театральный зал ярким светом заливает самая большая люстра в городе, в которой сто плафонов-лампочек. В фойе лекционного зала художественный интерес представляет уникальная сквозая решетка для естественного освещения, создающая сильный контраст между светом и тенью, вызывая необыкновенное ощущение праздничности. Монументальная роспись  внутреннего убранства Дворца культуры химиков знаменовала советскую помпезность, возвышенность духа, яркость, декоративность. Колонны, лепнина, барельефы, фрески, гобелены, уникальные сквозные решетки с орнаментом для естественного освещения, контражур – от такой красоты дух захватывает. Последним сооружением в стиле советского классицизма стал ныне почти потерянный кинотеатр «Родина». Архитектурный облик здания и его внутренний интерьер – результат работы московского архитектора С. Яшина. Они вполне соответствовали духу своего стиля – та же лепнина, колонны, арки, массивные люстры… Но все это выглядело намного скромнее, чем дизайн в ресторане «Ока» или в ДКХ. Как положено, зрителей в кинотеатре встречало фойе с буфетом, с кассами на первом этаже. В зрительные залы, красный и синий на втором этаже, вели две широкие лестницы – справа и слева. Другой интересный объект – наш железнодорожный вокзал. Это ворота города, место, по которому приезжие составляют первое свое впечатление о том месте, куда они прибыли. Потому во многих городах здания вокзалов красивы, шикарны, функциональны. Железнодорожный вокзал в Дзержинске, скромный по своей архитектуре, выполненный по типовому проекту, с 1960 года и долгое время хранил свое изначальное оформление и внутреннюю планировку помещений с кассами в центральном зале, залами ожидания в правом и левом крыле. Лишь сравнительно недавно вокзал и его внутренние помещения реконструировали и привели в современный вид. Хотя дзержинцы старшего поколения помнят вокзал другим. Стояли там громоздкие деревянные диваны, под высоким потолком – массивные бронзовые люстры, в углу зала на табурете громоздился металлический бак с кипяченой водой и алюминиевой кружкой для общего пользования. Однако мудро устроена наша память: спустя время оставляет нам только приятные воспоминания – они-то и вызывают ностальгию. Навсегда исчез первоначальный вид торговых залов магазина «Гастроном» в «колхозном» доме на проспекте Ленина, 49 (тогда проспект Свердлова). И только черно-белые фотографии напомнят старожилам безвозвратно минувшее время. Как и сохранившиеся изображения внутренних интерьеров наших малогабаритных квартир 1960-х годов. «Хрущевки» строились в те времена, когда перед страной стояла задача переселить людей из коммуналок и бараков в отдельное жилье, пусть даже крохотное по площади. Ради этого строительные нормы сильно «съежились». Потолок опустился с 3,2 до 2,5 м, площадь комнат сократилась в 2 раза. Старая мебель не помещалась в новые квартиры – не входила она в узкие двери «хрущевских» квартир, не влезала в крохотные кухоньки. Тогда появился на свет новый вид мебели, специально разработанный для «малогабариток». Обеденный стол заменили раздвижным, стоявшим у стены и выдвигаемым на середину комнаты по праздникам к приходу гостей. Высокие неуклюжие буфеты уступили место небольшим сервантам. При таком размещении мебели освобождалось место для дивана, одного или двух кресел. Для хранения книг служили навесные полки над письменным столом. В те времена дзержинцы охотно приобретали радиолы – радиоприемники с открывающейся сверху крышкой, под которой располагался диск проигрывателя виниловых пластинок. Привычной принадлежностью интерьера общей комнаты стал черно-белый телевизор. На столе или тумбочке непременно стоял будильник -механические часы, которые заводили каждый вечер. Возможно, не все, но многие читатели «ДВ» помнят, сами проводили эту процедуру: чтобы завести часы на сутки, ключ, который торчал сзади, надо было поворачивать изо всех сил. Непременным украшением общей комнаты обитателей «хрущевок» служили фарфоровые статуэтки рабочих, колхозниц, балерин, пионеров, спорт-сменов, бойцов Красной Армии. Они до сих пор уцелели во многих домах – ведь эти статуэтки хранят тепло рук наших отцов и матерей, историю той, уже несуществующей страны, откуда они были родом. Станислав Шальнов, краевед (Автор благодарит за содействие в создании материала художника Е. Шалова, администрацию МБУК «Дворец культуры химиков») На фото: Внутренний вид железнодорожного вокзала. 1961 г. Убранство зала ресторана «Ока». 1960 г. Интерьер Дворца культуры химиков. 1959 г. Типичный интерьер малогабаритной квартиры. 1963 г.