Наталья Лукина: Каждый урок – это творчество


С учителем немецкого языка Натальей Николаевной Лукиной мы познакомились, когда она уже ушла из школы. Но 30 лет рядом с детьми, в любимой профессии оставили в ее душе и памяти след, который не сотрут ни время, ни события. Потому что человек, воспитанный учительством, не расстанется со школой никогда.

 

В школу по наследству


Мама и тетя Натальи Николаевны тоже были учителями. Тетя преподавала английский в Горьковском военно-морском училище, а мама окончила педучилище и всю жизнь работала учителем начальных классов, сначала в Бабушкино, потом в школах № 2 и 5 Дзержинска. «Мама, Людмила Михайловна Пучнина, всегда была очень хорошей хозяйкой, любила готовить, хлопотала на кухне без устали, в нашем доме царил идеальный порядок, уют. Но в то время, когда ей предстоял открытый урок, хозяйство замирало. Она бросала все домашние дела и писала сценарий, искала интересные темы, новые приемы общения с детьми. Мама и привила мне культ профессиональной ответственности», – вспоминает Наталья Лукина.
Сама Наталья Николаевна окончила школу № 5. Ее любимые уроки французского здесь вела Софья Леонидовна Челнокова, которая была хорошей знакомой их семьи. «Мне вообще очень нравилось, что костяк друзей нашей семьи состоял из учителей. Они часто обсуждали свою работу и говорили о ней с таким вдохновением, что я и мечтать не могла ни о чем другом, как пойти по их стопам», – продолжает учитель.


Правда, готовясь поступать в Горьковский иняз, 17-летняя Наташа вдруг решила стать переводчиком. К счастью для ее учительской судьбы, женщин на этот факультет тогда не принимали, и она, нисколько не расстроившись, подала документы на педагогическое отделение. На третьем курсе к основному – французскому – добавился второй иностранный. Резкий, сухой, совершенно не похожий на язык любви и романтики французов, немецкий Наталье поначалу пришелся не по душе.

Первые уроки


Окончила вуз, вышла замуж. С мужем – военным – пришлось поколесить по свету. Работала Наталья Николаевна на Украине, в Казахстане. И сразу поняла: французский здесь никому не нужен, а вот немецкий – да, очень востребован. И постепенно учитель французского стала учителем немецкого языка.


«Работа воспитала во мне пунктуальность и дисциплину. По натуре я человек, которому на раскачку нужно время, а здесь я приучила себя рано вставать, не опаздывать на уроки. Кстати, сам немецкий со временем я очень полюбила. Стала читать на нем, переписывалась с немкой, изучала культуру Германии. Чем лучше узнавала язык, тем больше он казался нежным, красивым, напевным и очень понятным и логичным», – рассказала Наталья Николаевна.

20 лет на одном месте


Только когда обоим супругам исполнилось по сорок, они вернулись на родину в Дзержинск. Наталья Лукина устроилась в школу № 35 учителем немецкого языка и проработала здесь больше 20 лет.


«Профессия меня затянула. Мне так нравилось приходить в школу, когда в коридорах гудят ребячьи голоса, когда коллеги, встречаясь в учительской и начиная обсуждать семейные новости или какие-нибудь обновки, обязательно сбиваются на рассказы о своих учениках. Мы разбегались на уроки только после звонка, а на следующей перемене опять спешили сюда – договорить, досоветоваться», – делится Наталья Николаевна, и в глазах ее появляется грусть. Может, от ностальгии, ведь те времена прошли. В последние годы в школе стало мало детей, учителя стали реже общаться. Да и немецкий уже не выдерживал конкуренции с модным английским…


Но это было потом – уже перед уходом. А за 20 лет работы в школе № 35 Наталья Николаевна Лукина успела выпустить два класса и подготовить несколько учеников к поступлению в вуз – на немецкий.


«Классное руководство – это такая работа, когда ты становишься мамой целого класса, и душа болит за каждого. Вот одна девочка стала прогуливать уроки, жаловаться родителям – не спешишь, нужно сначала узнать, что у нее и как.


А про это она одна и может рассказать в минуту откровения», – рассказывает собеседница.


Нашла ее, свою ученицу, Наталья Николаевна в глухом дворе, одну, наедине со своими подростковыми бедами. Отогрела, вернула в школу, в семью, так и не сказав ни слова родителям. «Дети разные, кому-то ласка нужна, кому-то строгость. Сначала изучаешь их внутреннее «я», ищешь подход к нему, а уж потом начинаешь общаться именно так, как каждый ребенок сам от тебя исподволь ждет», – говорит учитель немецкого.


Была помоложе, постоянно организовывала походы со своими «классными» детьми. То за подснежниками в лес, то за первыми одуванчиками в луга за Дзержинском. Сейчас бы, наверное, одна с целым классом в лес и не решилась пойти, а тогда – запросто, тогда они вместе придумывали цветочные композиции, конкурировали за самый вкусный рецепт салата из одуванчиков.


«Я хотела дружить с ними, чтобы рассказывали о себе, делились всем, что происходит в их жизни. Когда разъезжались на лето, просила писать мне письма. Писала почему-то только одна девочка… Когда поняла, что дети стали другими, у них появились новые интересы, старалась научить их мечтать, ставить перед собой цели и стремиться к ним. Чтобы заинтересовать своим предметом, много читала и рассказывала о Германии. Может, кто-то захочет там побывать – на родине немецкого», – продолжает Наталья Николаевна.


Учительство – это еще и творчество, любимое творчество нашей героини. Каждый урок она планировала так, чтобы он не был похож на другие. Даже если тема одна и классы из одной параллели, ей интересно было вдруг начать урок с конца или сообщить ученикам потрясающую новость, о которой в соседнем классе еще никто не знает. Потрясающая новость? Ну да. На немецком. Поймете, о чем это я?

Творчество живет и учит


Из школы Наталья Лукина ушла летом этого года. Конечно, работа тянет назад, не забывается. Случается, проснется ночью наша героиня и начинает мысленно составлять план урока, и только потом понимает: уроков больше нет. А вот интерес ко всему новому есть – живой, безграничный. Два года назад стала учиться играть на гитаре, вдруг принялась выращивать диковинные цветы на даче. Исполнила мечту всей жизни – побывала в Париже, поговорила на когда-то любимом, но уже подзабытом французском. Девять лет пишет стихи. Первые строчки родились в непростое время – Наталья Николаевна выхаживала после тяжелой болезни маму. Поэтому, наверное, родились они, ее первые стихи, тоже как-будто «больными» – с нотками тоски, попыткой разобраться в новых поворотах судьбы, с сожалением о несбывшихся надеждах.


Сегодня строки Натальи Лукиной рассказывают о родной природе, о Дзержинске, о людях, которые живут в нашем городе, об умении переживать. Песни на эти стихи поют ее ученики. Может, в этом и есть истинное предназначение учителя – своим творчеством заставлять смеяться, плакать, страдать, любить.

Елена Родионова