Рисовать – легко! Заметки доморощенного художника


Если бы кто-нибудь несколько лет назад сказал мне, что я буду увлеченно рисовать, кататься на поезде в Москву ради того, чтобы поучаствовать в однодневном мастер-классе столичного художника, а потом сорвусь на недельный пленэр в Крым, я бы покрутила пальцем у виска.

 

Бог с ним, с Ван Гогом


До недавнего времени моя «карьера» художника ограничивалась двумя этапами. Первый давно завершился – я, как и все, наверное, рисовала праздничные стенгазеты в начальной школе. Второй продолжается и поныне – вместе с сыном-дошкольником раскрашиваем машинки, черепашек-ниндзя и прочие мальчишеские увлечения в раскрасках. Все.


Три года назад судьба случайно (хотя это была удивительно закономерная случайность) привела меня на мастер-класс по правополушарной живописи московской писательницы-психолога-художницы Натальи Никифоровой. Подружка позвала, а я согласилась. Рисовать научиться иногда хотелось, но всегда останавливал стереотип: не умею. А тут вся подготовка к творчеству заключалась в покупке набора гуаши. Решилась и пошла.


Нарисованные на мастер-классе картинки (не картины – именно картинки, но замечательные) я потом, не веря глазам, рассматривала сама и показывала семье. Обучение состояло в том, что нам показали несколько нехитрых приемов обращения с гуашью, разными видами кисточек. Но главным итогом, на мой взгляд, было внушение: рисовать может каждый, это легко, главное – не оценивать, не останавливать свой эмоциональный порыв к творчеству идущими из детства оценками: «плохо», «некрасиво», «не умеешь – не берись», «Ван Гогом все равно не станешь» и т.д.


Но ведь на самом деле рисование или живопись – это выражение своих эмоций, своего взгляда на жизнь да и просто радости от процесса творчества. Разве можно сказать человеку – ты чувствуешь неправильно, ты видишь не так, твое солнце не такое солнечное, как должно быть? Дети это знают и, пока родители не замучили их своим взрослым перфекционизмом, рисуют радостно и с удовольствием. Они про Ван Гога не слышали. Просто рисуют и все.


После первого мастер-класса несколько раз воспроизводила сама сюжеты, которым на нем научилась. Начала вводить в них свои маленькие элементы, а потом порыскала по бескрайним просторам Интернета и принялась по-своему рисовать все понравившиеся мне картины и фотографии. Особенно нравилось рисовать море.


Не скажу, что все получалось. Но ушло угнетавшее раньше чувство – если что-то нарисовано не так, значит, я плохой художник. Пусть я сто раз выброшу испорченный кусок картона, ну и ладно. Зато как приятно, когда другие «шедевры» получались, и сам процесс творчества приносил удовольствие. Стены квартиры, офиса и квартиры друзей увешаны моими скромными произведениями.


Позже в Интернете же, в социальных сетях в основном, прочитала, что правополушарное рисование сейчас чрезвычайно популярно в обеих столицах. И позиционируют это дело даже не столько как художественную школу, а как метод психологической арт-терапии. Рисуют люди с 7 до 90 лет – школьники и пенсионеры, домохозяйки и врачи, разведенные жены и счастливые матери пятерых детей.


Система обучения очень далека от традиционной академической, но она мотивирует людей к творчеству ничуть не хуже. Рискну даже сказать по своему опыту – намного лучше.

И все же вернемся к Ван Гогу…


Сталкивались ли вы с такой закономерностью: стоит человеку чем-то очень заинтересоваться или всерьез заняться важным для него делом, он замечает похожих на себя людей, да и жизнь подкидывает соответствующие случаю ситуации? О чем я? Да вот о чем: когда я была беременна, складывалось ощущение, что половина женщин города пребывают в том же замечательном состоянии. Когда я гуляла по улицам с коляской, казалось, все ходят с колясками. В то время, когда делала ремонт в квартире, взгляд то и дело выхватывал из толпы людей с рулонами обоев или банками с краской.


Так же произошло и с моим увлечением рисованием. Как-то очень быстро в социальных сетях я «обросла» друзьями с похожими увлечениями. Питер, Москва, Хабаровск. И наткнулась на сайт питерского художника-мариниста Дмитрия Розы, который по выходным проводил в обеих столицах мастер-классы для любителей живописи. Сначала по привычке испугалась – это же не гуашь, а масло, я же ни разу не пробовала. Потом решила,
что это как раз случай попытаться. И поехала в Москву. Нарисовала там под руководством мастера великолепное рассветное море. И приехала оттуда с картиной и четким ощущением, что ничего-то я не умею и никогда ТАК рисовать не научусь.


Несколько месяцев за кисть не бралась – боялась. Но опять помог старина Винсент. С одной стороны, я по-прежнему не собиралась с ним соревноваться, с другой, вычитала в интернете его же нетленное изречение: «Если ваш внутренний голос говорит вам, что вы не умеете рисовать, рисуйте, рисуйте, рисуйте, пока он не замолчит».


В общем, я послушалась гения, съездила рисовать в Москву еще раз. И уже без сомнений решила для себя, какой вариант летнего отдыха в нынешнем году выберу для себя: поеду в Крым, в Форос, на пленэр, писать с Дмитрием Розой море.


Небархатный сезон в Форосе


Крымские сезоны практиковали многие русские художники. Это было модно уже в 19 веке. Богатая природа Крыма, горы, море вдохновляли Айвазовского, Верещагина, Коровина и многих других. И сегодня, как я выяснила позже, в Крыму проводят пленэры – обучающие многодневные семинары рисования с натуры – десятки современных живописцев.


Погода нынешней осенью преподнесла жителям юга нашей страны большие сюрпризы. Форос в первых числах октября встретил нас не теплым ласковым южным солнцем, а почти зимней погодой. Бархатным сезоном тут даже не пахло. Дождь, холодно, пронизывающий ветер 15-20 метров в секунду. Мой пуховичок и перчатки, в которых уезжала из Дзержинска, были самой подходящей одеждой на «теплом» юге. Любимый купальник так и пролежал одиноко в чемодане.


Рисования с натуры не получилось. Нашей пятерке участниц мастер-класса пришлось «прятаться» от непогоды в одном из классов местной школы и рисовать, глядя на репродукции картин известных художников. Но мы не унывали – это было приключение. Процесс творчества – свет, тень, краски, которые вовсе не хотели смешиваться правильно и как надо ложиться на холст, увлекал настолько, что об обедах и ужинах просто забывали.


А с них бежали в школу к своим морским пейзажам. Так интересно: мастер показывал всем, как рисовать один и тот же пейзаж – одно на всех море, один и тот же корабль – но благодаря разному смешению красок, а подчас и нашему неумению, у всех выходили разные по тону, настроению картины.


Конечно, многое не получалось. В «Девятом вале», например, который мы нахально взялись копировать с фрагмента картины гениального Айвазовского, все участники мастер-класса «утонули» с головой. Было дело – с раздражением бросила кисточки и сбежала отдыхать – не могу, не выходит, ну ее, эту картину!


На следующий день Дмитрий терпеливо помогал, показывал, исправлял, подрисовывал. Что-то из семи картин, привезенных с пленэра, я могу назвать почти самостоятельной работой. А некоторые я так и назвала для себя: серия «Я + Роза».


Удивительная на пленэре подобралась компания – в основном женщины (но бывают здесь и мужчины, технари, совершенно далекие от художественных высот). Практически все начали рисовать совершенно случайно, как-то вдруг и… не смогли и не захотели остановиться. Одной – 25, прилетела из Томска почти сразу после свадьбы, многим – за 50. Люди из Германии, с Украины, из Москвы, Питера, других городов. Кто-то приезжает сюда уже второй, третий раз. Вместе с нами рисовала и Татьяна – бывший деятель банковской сферы, а ныне хозяйка гостиницы в Форосе и по совместительству увлеченная художница. Она приохотила к этому занятию и свою невестку, и внука, и каждый сезон учит рисовать маслом всех приезжающих к ней на отдых с родителями ребятишек.


Вторая «компания» здесь же училась писать пейзажи, натюрморты и все, что душе угодно, у другого питерского художника – Вугара Мамедова. Когда возвращались вечерами из «нашей» школы и уходили от «наших» морей, так интересно было забегать к ним в мастерскую и рассматривать писанные маслом дыни и гранаты, розы и венецианские пейзажи.


Два вечера после ужина, отстояв утреннюю и дневную «морскую смену», мы с подругой напросились на мастер-класс к Вугару. Рисовали полевые цветы, сирень и пионы. Необычная (говорю с точки зрения начинающего любителя) техника, теплая атмосфера, приправленная шутками. Один раз проторчали в мастерской аж до половины двенадцатого ночи.


Масло должно было подсохнуть, и нашими картинами потом были увешаны стены гостиницы. Ходить по ее коридорам было необыкновенно.


Рисовать получалось, так или иначе, у всех. Удалось и отвлечься от повседневных забот, отдохнуть, погрузиться в настроение чего-то чудесного.

 

Разве это в отдыхе не главное?


А еще были смешные, короткие «вылазки» на природу, когда мы пытались вопреки неприветливой погоде напитаться красотой Крыма. Наша короткая прогулка по форосскому парку прошла под дождем. Обнявшись с зонтиком и кутаясь в пуховик, гуляла я и по Ялтинской набережной, сторонясь брызг, ударявшихся о бетон волн. Ледяной ветер прогнал нас с площадки перед форосской церковью Воскресения. А однажды встали всей компанией ни свет ни заря, чтобы встретить рассвет у моря. Так замерзли, что пришлось делать 10-минутную степ-разминку, иначе зуб на зуб не попадал. Но восходящее солнце было необыкновенным.


Если вы спросите меня, что, кроме семи замечательных картин, я привезла с собой из Фороса, отвечу – ощущение чуда и полноты жизни. Ощущение, что рисовать на самом деле легко. Главное – получать от этого удовольствие! Как и от самой жизни тоже!

Елена Бахтина