В субботу в Дзержинской драме играли Брехта. «Господин Пунтила и его слуга Матти» стала уже второй премьерой театра в новом сезоне после недавнего вышедшего «Золотого ключика».
Над постановкой нового спектакля трудились сразу три режиссера – на подмогу к главному постановщику Андрею Подскребкину и директору театра Юрию Кислинскому (кстати, исполнявшему главную роль) приехал их общий учитель Леонид Ефимович Хейфец – в качестве художественного руководителя.

В чем заключалась работа именитого гостя, так, если честно, и осталось загадкой. В Дзержинск Леонид Ефимович прибыл за два дня до премьеры, и, пожалуй, все, что успел сделать худрук, – это оценить готовый спектакль. Зато для Дзержинского драмтеатра его приезд стал хорошей рекламой – вот, мол, не абы с кем работаем, с самим Хейфецем на дружеской ноге. Есть чем гордиться…
Кстати, и сам Леонид Ефимович приезду своему был рад – накануне премьеры успел встретиться с главой города и даже согласился на пресс-конференцию. С журналистами был весьма улыбчив, даже шутил. Правда, на вопрос об увиденном спектакле, ответил весьма уклончиво – дескать, неважно, каким он получился, но тот факт, что театр ставит Брехта, и не «Трехгрошовую оперу», а «Господина Пунтилу», – это уже само по себе событие исключительное.
Похвалил московский режиссер и труппу театра: «Вижу, – говорит, – стараются». Особенно ценно, по мнению Хейфеца, то, что в труппе много молодых актеров – есть, на кого надеяться. В качестве примера привел актера Олега Рязанова, исполнителя роли слуги Матти в новой постановке. «Этот артист многое может. Возможно, не весь его потенциал выразится в роли Матти, потому что роль чрезвычайно сложная…» Да и куда ему тягаться с исполнителем другой главной роли – Юрием Кислинским, который, по справедливому замечанию Хейфеца, имеет гораздо больше опыта, и жизненного, и театрального…
Вообще, «Господин Пунтила и его слуга Матти» – спектакль, который увидеть хотелось. Как-никак первая совместная работа нового главрежа и директора театра, да еще с последним в главной роли.
Так о чем же спектакль? Богатый отец-самодур в лице Пунтилы (Юрий Кислинский) собирается выгодно отдать свою дочь Еву (Наталья Дунаева) замуж. Но вдруг узнает, что дочка влюблена в его шофера Матти и тот явно отвечает ей взаимностью. При этом, пока папаша пьян, его этот факт нисколько не огорчает – скорее, даже забавляет. Рвать и метать он начинает лишь тогда, когда, по его же собственному определению, становится «трезвым в стельку», а значит, «вполне вменяемым». Благо трезвым он бывает крайне редко…
По идее зрителя должно бы расстраивать то, что молодых влюбленных разделяют сословные предрассудки, что из-за отцовского стремления сохранить капиталы они не могут быть вместе. Но… Не сочувствуется им что-то. Нет между ними любви, и все тут. Есть заинтересованные взгляды со стороны Матти, который явно чувствует себя умнее своей возлюбленной, равно как и всех остальных, есть кокетство со стороны капризной, избалованной папашей Евы. А любви нет. Вот и получается, что зрителю некому сопереживать – эти якобы положительные герои ничем не лучше самодура Пунтилы. А последний, напротив, даже вызывает симпатию. И неважно, что трезвый он ничем не лучше остальных – но ведь и не намного хуже… Умом понимаешь, что любить его не за что, а волей-неволей начинаешь ему симпатизировать. Почему? Может быть, потому, что все в этом «горячем финском парне» слишком по-русски – удало, размашисто, от души. И за такую актерскую искренность можно многое простить… (полный текст  статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 20 ноября 2008 года)
Елена БОГОМАЗОВА