Дзержинское время

Споры о необходимости предоставления льгот для проезда на транспорте возникают с завидной регулярностью. Но до тех пор, пока они не отменены, порядок их предоставления необходимо соблюдать, не так ли? Однако так думают, кажется, не все… Оговоримся сразу – окончательного решения по спорному вопросу еще нет, а потому, стараясь не давать каких-либо оценок действиям сторон, попробуем рассказать о предмете спора, опираясь исключительно на те факты, которыми мы располагаем. А началось все с того, что в редакцию пришел наш читатель Геннадий Тимофеевич Зорин и рассказал о том, что группа ветеранов труда, представителем которой он и является, обратилась к прокурору Нижегородской области с заявлением по поводу неправомерных, с их точки зрения, действий ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». По мнению заявителей, это выражается в «нарушении ряда законов и других нормативных документов, приводящем к вымогательству денег с ветеранов труда и пенсионеров, получению неправомерных доходов и созданию условий для коррупции». Грозно звучит, не правда ли? В чем же так провинилось акционерное общество, если их подозревают в столь тяжких грехах? Геннадий Тимофеевич рассказал, что в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области целому ряду отдельных категорий населения предоставляется 50%-я скидка на оплату проезда в пригородном железнодорожном транспорте по территории области. Однако, как считает группа заявителей, компания ограничила действие этой льготы до станции Ильино, расположенной за 6 километров до границы с Владимирской областью, тогда как следующая остановочная платформа находится всего в 300 метрах от границы областей. Кроме того ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» установило стоимость проезда в обоих направлениях в размере оплаты первой зоны (20 рублей), стоимость же проезда этого участка для нельготных категорий пассажиров определяется по тарифам пятой зоны (13 рублей). Потому заявители посчитали, что компания сузила границы Нижегородской области неправомерно, ограничив таким образом действие Постановления № 68 «О дополнительных мерах социальной поддержки льготных категорий граждан при проезде на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении на территории Нижегородской области» правительства Нижегородской области. При этом заявители отмечают, что в случае отказа ветеранов от оплаты проезда в завышенном размере и контролеры, и работники Дзержинского отделения компании категорически отказываются составлять протокол нарушений оплаты проезда, а контролеры-кассиры в электричках готовы даже выдать билет на меньшую сумму. Что интересно, на всех станциях и остановочных платформах направления Н. Новгород – Гороховец, включая Галицкую, информация о действии льгот для ветеранов Нижегородской области представлена, а вот информация о каком-либо ограничении действия Постановления № 68 – нет. Так и приходится пенсионерам при оплате поездки покупать не один проездной билет, как того требуют правила, а два – один льготный до Ильино, а второй обычный до Галиц (или дальше). Таким образом, получается, что путь пассажира искусственно «разбивается» на два участка, которые тот и оплачивает двумя билетами по тарифу первых зон, то есть в ходе поездки по одной области она оплачивается дважды. Для пассажиров же, которые не пользуются льготой, такая форма оплаты исключена. Конечно, идти с заявлением в прокуратуру решено было не сразу. Сперва Геннадий Тимофеевич обратился за разъяснениями к представителям ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», но смысл полученного официального ответа (копия имеется в редакции) сводится к тому, что все по закону, а изменениями законодательства Нижегородской области в части правил перевозки льготных категорий граждан занимается Министерство социальной политики региона, куда заявитель и может обратиться. Однако Геннадий Тимофеевич, будучи представителем интересов группы льготников, решил писать напрямую прокурору. Ответ не заставил себя долго ждать, причем пришел он из Нижегородской транспортной прокуратуры, куда было перенаправлено  заявление. В возбуждении уголовного дела отказали, да заявители и не хотели «крови». Зато проведенная прокурорская проверка показала, что нарушения законодательства действительно имеют место, и в целях их устранения в адрес генерального директора ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» было внесено представление. Материал же проверки по обращению о практике выдачи билетов на укороченные маршруты, а также исполнению одним лицом функций кассира и контролера направлен в следственный комитет для принятия решения в соответствии со статьями УПК РФ. Заметим, кстати, что с этими «кассирами-контролерами» вообще дело темное, и расследовать, видимо, есть что. По утверждению представителей ОАО в их штатном расписании нет такой должности. Есть кассир, который обилечивает пассажиров, и инспекторы технологического контроля, которые контролируют работу кассиров. То есть функции реализации билетов и контроля за этой деятельностью выполняют разные люди. Остается только догадываться, кто же тогда ходит по вагонам электропоездов с красивой бляхой, на которой русским языком написано: кассир-контролер. Мы, конечно же, не можем на страницах газеты пересказать все перипетии этого довольно запутанного дела. Потому вопросы остаются, и не только к ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». Хотелось бы, например, узнать, почему у жителей соседней с нами Владимирской области не возникает таких проблем при расчете льготной цены на билет? Ведь один и тот же участок граждане льготных категорий, зарегистрированные во Владимирской области, проедут по льготе, а жители Нижегородской области оплатят проезд в полном объеме. Так что мы будем следить за развитием этой истории, а в том, что у нее будет продолжение, можно не сомневаться. Сергей Беляков