Дзержинское время

Министерство образования и науки РФ планирует сократить обучение большинства педагогов до 4-х лет.

 

Согласно проекту «Концепции поддержки развития педагогического образования», опубликованному на сайте Минобрнауки, необходимость изменения сроков подготовки педагогов связана с новыми требованиями к качеству школьного образования.


«В последние годы число педагогических вузов сокращается. Так, в 2008 году подготовку осуществляли 196 вузов, в том числе 70 педагогических, в 2012-м – 167 вузов, в том числе 48 педагогических. Результаты проведенного в 2012 году Министерством образования и науки РФ мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов показали, что 30 из 42 педагогических вузов (71,43%) и 29 из 37 их филиалов (78,38%) признаны имеющими признаки неэффективности, тогда как среди медицинских таковых 10,26%, а гуманитарных – 42,86%», – сказано в документе.


Программа реформы рассчитана на 2014-2017 годы и пройдет в два этапа. В 2014-2015 годах пилотные проекты стартуют в 17-25 вузах, где будут отработаны новые программы и технологии. В 2016-2017 годах новую модель планируется применить на всю систему подготовки педагогических кадров в РФ.


Основная цель программы состоит в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведении системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и ФГОС общего образования.


Программа предполагает сделать прикладным педагогический бакалавриат, который предполагает заменить значительный объем теоретических занятий на практические.


Понятие «прикладной бакалавриат» возникло не так давно. В его основе – образовательные программы СПО (среднего профессионального образования), ориентированные на овладение практическими навыками работы на производстве, в сочетании с программами высшего образования, ориентированными на получение серьезной теоретической подготовки. При этом объем практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, составляет не менее половины всего времени, отведенного на обучение. Другими словами, задача прикладного бакалавриата – сделать так, чтобы вместе с дипломом о высшем образовании молодые люди получали полный набор знаний и навыков, необходимых для того, чтобы сразу же, без дополнительных стажировок, начать работать по специальности. Обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляют колледжи, техникумы и высшие учебные заведения (институты и университеты). Поступить туда можно как после 11 класса школы (в этом случае учеба в прикладном бакалавриате продлится 4 года), так и после получения профильного среднего профессионального образования (в этом случае обучение будет проходить по сокращенной программе по индивидуальному учебному плану). При этом прикладной бакалавриат не исключает возможности продолжить дальнейшую учебу – при желании его выпускники смогут поступить в магистратуру.


Приоритетный прием на бюджетные места в магистратуру для подготовки учителей-методистов и управленцев будет сделан для специалистов, уже работающих в системе образования.


Кроме того, планируется создать систему стимулирования практической работы студентов в школах через ввод схемы оплаты труда студентов школой и вузом.


В документе говорится о создании условий в образовательных учреждениях для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств.

Алена Сергеева