Писать о человеке всегда ответственно. Задача журналиста тем более усложняется, если тот, кому собираешься посвятить статью, уже не раз и не два становился героем публикаций, причем не только местных изданий… Да что нового, в конце концов, можно рассказать о человеке, которого и так знает чуть ли не весь город?! И все-таки… Завтра, 7 февраля, Зоя Михайловна Припорова отпразднует свой 85-й день рождения. И не рассказать о ней, конечно, нельзя…

 

Приезжая


В Дзержинск Зоя Припорова вместе с семьей – мужем и двумя детьми – приехала в 60-м году, как раз тогда в нашем городе начало зарождаться клубное движение. И Припорова стала одной из его начинательниц. Собственно, ее и пригласили-то из Володар, где Зоя Припорова к тому моменту уже без малого 10 лет работала на радио, специально для этого. И она согласилась – браться за новое никогда не боялась.


Ее «первенцем» стал клуб Молева. Место припоровскому клубу отвели, прямо сказать, исключительное – ничего лучше подвала, бывшего во время войны бомбо-убежищем, увы, не нашли. Обстановка – самая что ни на есть «соответствующая»: гудящие трубы, темнота…


Из мебели только скамейки… Да разве ж это главное?!


Важно другое, то, что Зоя Михайловна называет «духовным сотрудничеством». Этого было с избытком.


Клуб Молева пустовал не долго. Сначала, как разведчики, начали прибегать ребятишки. Понравилось – прижились. Потом к детям присоединились их родители. Так клуб по месту жительства превратился по-настоящему в семейный. Поездки, походы, игры, концерты, «огоньки», встречи, соревнования… Как это удалось Припоровой – объединить абсолютно чужих друг другу людей, сдружить их – загадка. Ведь сама же говорила, что ни методичек, ни специальной литературы, которая могла бы помочь ей в этом новом, по сути, деле, не было. Все рождалось, по ее же собственному признанию, как будто бы ниоткуда, само по себе, и каждый день все было по-новому…


Хотя у этого, припоровского «само по себе», тоже, кажется, есть свое название – творчество, которое заставляет искать, стремиться к новому, создавать. Уж в этом Припоровой равных нет, потому что неугомонная натура – это про нее.


«С ума ты, что ли, сошла, Зойка?!»


Кем ей только не доводилось работать! Разве что летчиком-испытателем себя не попробовала… Но самолетам в ее жизни место нашлось. Во время войны восьмиклассницу Сорокину (такой была до замужества фамилия Зои Михайловны) направили на работу в авиамастерские – счетоводом. Располагались они рядом с Володарским аэродромом. Сюда прямиком с Украины привозили «раненые» на фронте самолеты. А Зое доверили  вести журнал учета деталей, которые требовались для их ремонта.


Сегодня Зоя Михайловна сама себе удивляется: «Восьмой класс… Это ж я, как правнучка моя, была…». Но тогдашнюю Зою соседство самолетов больше развлекало, чем пугало. Еще бы! Отремонтируют машину, вывезут на аэродром, тут же зовут Сороку – иди, мол, посмотри. А то еще и в кабине пилота, пока того нет, разрешат посидеть. Так что за несколько лет работы в мастерских Зоя научилась «управлять» самолетом. Хотя до штурвала ее, конечно, не допускали. А вот в роли пассажира-«испытателя» попробовать себя ей удалось не раз.


– Боишься, Сорока?


– Нет!


– Ну, тогда садись – прокатимся!


И ведь, правда, не боялась ни капельки! Подумать бы: самолет после ремонта, бог весть, что с ним может случиться в небе? А ей, Сороке, хоть бы что.


Нетрудно догадаться, кем хотела стать Зоя, – конечно, летчицей. Да только где найдешь летное училище в Горьковской области? Можно было, конечно, пойти в «речное»… Но это только тем, кто никогда не мечтал о самолетах и небе, может показаться, что «летное» и «речное» почти одно и то же, что-то близкое друг другу. «Дружбу» с летным делом Припорова продолжила на много-много лет и в 80-е годы открыла в дзержинской школе музей имени Чкалова, познакомилась и сдружилась с семьей великого летчика.


…А тогда, вскоре после войны окончив «девятилетку», Зоя попыталась поступить в Горьковскую юридическую школу. После экзамена домой летела как на крыльях – обещали, что примут. Но не приняли. Правда, незамеченной она не осталась. Вскоре ее пригласили, как бы сказали сегодня, на курсы повышения квалификации по радиожурналистике. Дело в том, что, окончив учиться, она стала работать сразу на двух работах. В школе № 5 – счетоводом. А, кроме того, устроилась диктором на володарское радио, работавшее при местной газете «Знамя».


А вскоре Зое Сорокиной сделали еще одно предложение. Ее как одну из лучших самодеятельных певиц пригласили тогда в Государственный волжский народный хор. Такое и во сне-то не каждому приснится. А мама возьми да и не пусти: «Певичка – не профессия…». Ослушаться мамы, хоть и была не робкого десятка, Зоя не могла.


«Эх, петь я любила…» – рассказывает Зоя Михайловна и добавляет: «Особенно в лесу – там простора много, раздолье для голоса. Иду из школы домой – пою, а мама уж у крыльца встречает – сердится: с ума ты, что ли, сошла, Зойка?!»…


Клуб имени летчика Молева стал первым «ребенком» Припоровой, но не последним. Дальше была «Чайка» – клуб красных следопытов, работавший при Дворце культуры химиков. Вместе со следопытами Припоровой удалось тогда организовать музей боевой славы 91-й танковой бригады. Откуда Припорова узнала о том, что эта бригада, в 42-м воевавшая под Сталинградом, около месяца перед этим «стояла» в Дзержинске? Но ведь узнала! И тут же вместе со своими подопечными занялись поиском. Так в ДКХ появился музей. По сегодняшним меркам, сделали почти невозможное – без Интернета, ВКонтакте, Одноклассников и сотового…


Дальше был музей Чкалова. Он появился на свет, когда Зоя Михайловна уже вышла на пенсию. Но именно с этого музея началась дружба между Припоровой и семьей прославленного летчика и продолжается до сих пор…


Несколько лет назад Зоя Михайловна открыла еще один музей – в школе № 40. Его экспозиция посвящена медикам, работавшим в нашем городе во время Великой Отечественной войны…


Припоровой до сих пор нет покоя. Живой ее ум не дает состариться. И слава Богу! Сколько исторических фактов об одном только Дзержинске могли кануть в Лету, остались бы неизвестными для тех, кто живет в этом городе, если бы не она, если бы не ее неуемная натура, страшно представить.
«Самообразование – вот к этому надо стремиться», – любит повторять Зоя Михайловна. Ей все и всегда интересно. Случайная фраза, снимок – все история и, значит, повод для нового поиска. Особенно увлекательного, если это связано с историей города. «Между поколениями должна быть связь. А чтобы любить Родину, надо знать ее историю, а история страны начинается с истории города, семьи. Мы не имеем права забывать об этом.»

Ольга Владимирова

 

На фото:

Зоя Михайловна Припорова.

Зоя Припорова с двоюродным племянником Чкалова – Алексеем.