Дзержинское время

В последнее время рынок обязательного автострахования лихорадит все сильнее. Страдают, естественно, обычные водители, многие из которых в последнее время столкнулись с проблемой – отсутствием бланков полисов ОСАГО практически во всех страховых организациях Дзержинска.


 

Страховая западня

Дзержинские автомобилисты оказались, мягко говоря, в неприятной ситуации. Вот представьте себе: вы активно пользуетесь машиной, можно сказать, без нее, как без ног. У вас заканчивается срок страховки, и вдруг в вашей страховой организации вам объявляют, что из-за отсутствия бланков полисов ОСАГО продлить срок страховки вам не могут и предлагают поискать другую компанию. Вы приезжаете в другую – там та же история, в третью – аналогично. В итоге находите одну-единственную (и давайте сразу сорвем маски – это компания «Росгосстрах), где бланки есть, но стоимость вашей страховки будет, в среднем, на одну-две тысячи выше, потому что, кроме непосредственно полиса ОСАГО, вам нужно оплатить еще и ряд дополнительных услуг, например, страхование жизни водителя или талон тех-осмотра. Что вы будете делать? Скорее всего, возмутитесь, конечно, но махнете рукой и заплатите, сколько вам скажут – машина-то нужна! А если история эта длится не день и не два? И каждый день в ней оказываются сотни автовладельцев? И не только в Дзержинске, а по всей России? Есть над чем задуматься…


 

Кто не успел, тот опоздал

Одной из наиболее вероятных причин сложившейся ситуации можно назвать ожидаемое в 2014 году повышение стоимости ОСАГО. Таково мнение известного нижегородского и дзержинского автоюриста Михаила Губкина: «Дело в том, что до повышения тарифов никому из страховых компаний неинтересно продавать полисы по существующей цене. Поэтому они поступили следующим образом: все без исключения организации стали навязывать дополнительные услуги, но если у большинства страховщиков они составляют плюс 500-600 рублей к полису, то у Росгосстраха это сразу две тысячи. Естественно, людям выгоднее обратиться к более скромным компаниям, и насегодняшний день у них полисы действительно раскуплены. Так что я бы сказал, что это искусственно созданный ажиотаж на фоне грядущего изменения стоимости ОСАГО».


К слову, в повышении тарифов обязательного страхования автогражданской ответственности в этом году, кажется, никто уже не сомневается. Вопрос только в том, на сколько процентов будет этот рост. Экспертные оценки разнятся от 15 до 70%. По мнению Российского союза автостраховщиков, базовые тарифы нужно поднимать на 58%. А вот владелец ОАО «Росгосстрах» Данил Хачатуров вообще не собирается скромничать, в январе этого года он заявил, что тарифы на ОСАГО надо повысить в три (!) раза. Так что торопливость некоторых автовладельцев вполне объяснима – лучше уж сейчас переплатить две тысячи, чем позднее раскошелиться на сумму более крупную.


И все-таки ситуация, когда в таком довольно крупном городе, как Дзержинск, полисы ОСАГО выдает одна компания (а всего в нашем городе работают около десяти страховых организаций), водителей начинает понемногу раздражать. Мы попросили прокомментировать ее в Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы. «Да, мы знаем, что некоторые компании, ссылаясь на отсутствие бланков, приостановили выдачу полисов, – рассказала руководитель пресс-службы УФАС Елена Суворова. – В данный момент мы решаем, как реагировать на эту ситуацию. Вполне вероятно, что здесь есть признаки согласованных действий, тогда мы будем несколько иначе со страховщиками разговаривать. Но пока собираем доказательства. Отмечу также, что как антимонопольный орган мы можем воздействовать только на доминирующую на рынке страховых услуг компанию, и это Росгосстрах. Что касается других организаций, то жалоб на них было всего около десяти, в то время как на Росгосстрах – более сотни.»


Елена Геннадьевна отметила еще и такой нюанс: если внимательно прочитать Закон об ОСАГО № 40-ФЗ, то там указано, что имеющая лицензию страховая компания не вправе отказать в выдаче полиса. Автовладелец может собрать необходимые документы и отправить их страховщику по почте заказным письмом. В случае официального отказа клиент уже может обращаться с жалобой в УФАС. Конечно, это займет определенное время, так что начинать заниматься страховкой надо месяца за два до окончания ее срока.


И все же сомнительно, что призвать к ответу компании, отказывающие в выдаче полисов, так уж просто. Частные организации никакой закон не обяжет предлагать услугу, которая им невыгодна. Совсем другое дело, если вместе с ней вас вынуждают купить еще какую-то совершенно ненужную.


С миру по тысяче…

Монополия всегда дает право действовать только в собственных интересах, навязывая потребителям свои условия. И Росгосстрах, который и так занимает более 30% российского рынка ОСАГО, этим правом уже в полной мере пользуется. С марта 2013 года компания начала оформлять полисы ОСАГО только при условии оплаты покупателем дополнительной услуги – страхования жизни водителя. Это нововведение вызвало бурю недовольства среди автолюбителей. А юристы с самого начала в один голос заявляли, что это – прямое и грубое нарушение закона о правах потребителя.

Ну и что? Прошло уже больше года. Во время подготовки этого материала мы позвонили в Росгосстрах и попросили рассчитать стоимость ОСАГО для небольшой иномарки. И вот оно – страхование жизни – тут как тут. Стоит более тысячи рублей. «А отказаться нельзя?» – спрашиваем и получаем вполне ожидаемый ответ: «Не нравится – идите в другую компанию!». И рады бы, да некуда.


Конечно, это не говорит о том, что весь год автомобилисты смиренно молчали, а соответствующие контролирующие организации бездействовали. В Нижегородском управлении Федеральной антимонопольной службы за год накопились сотни жалоб на самоуправство страховщика. Вначале антимонопольщики выдали предписание РГС прекратить незаконную деятельность, но компания обратилась в суд. И вот 2 апреля Арбитражный суд Нижегородской области встал на сторону УФАС и запретил Росгосстраху в довесок к ОСАГО продавать другие страховые продукты. Однако решение суда для новоявленного монополиста, кажется, всего лишь пустая бумажка. «Компании и так, без судов, прекрасно знают, что это все абсолютно незаконно, – говорит Михаил Губкин, – и, в случае поступления многочисленных жалоб, просто перекладывают всю ответственность на непосредственных исполнителей, мол, это агенты занимаются самодеятельностью, а мы ничего не нарушаем». И доказать обратное очень сложно.


У тех, кто принципиально не согласен платить за ненужные услуги, как всегда, есть выход. Оплатив вместе с ОСАГО дополнительные сборы, автомобилист может пойти в суд и, предоставив доказательства, что лишние услуги ему были навязаны (ну, например, показав видеозапись или получив каким-то чудом официальное подтверждение страховщика, что без допуслуги он ОСАГО не продает), вернуть себе переплаченные деньги. Вот только кто будет из-за двух тысяч влезать в судебные тяжбы? И делать это только для того, чтобы просто проучить зарвавшегося монополиста, охотников нет.


Марина Ипатова