Модно у нас в последнее время говорить о том, прислушиваются власти к мнению людей или нет? Везде. В Интернете, в телевизионном эфире, на страницах газет. Обсуждаем, спорим, но непременно сходимся во мнении, что все давно на нас наплевали и дальше продолжаем судачить. А толку? Никакого. Господа в высоких креслах продолжают делать так, как им нужно.
Проблема изменения порядка проведения публичных слушаний в нашем городе, впрочем, как и по всей стране, назрела уже давно. Примерно тогда же, когда все вокруг поняли, что они не только ничего не решают, так как, по закону, их заключение носит рекомендательный характер, но с их помощью можно и манипулировать общественным мнением. Народ сказал одно, а представили все несколько иначе.
Когда у нас было, чтобы администрация города или заинтересованные компании не свозили людей на слушания по острым вопросам? Подобный подход к делу стал уже нормальной практикой. Как и то, что слушания непременно, за очень редким исключением, проходят в рабочие дни часиков этак в 9 – 10 утра. Делается это опять же намеренно.
Какой работодатель отпустит с работы своих сотрудников, если обсуждаемый вопрос не касается его проектов? Ответ очевиден. А потому и «воюют» у нас обычно на слушаниях маленькая кучка общественников с немой толпой пассивных людей, которые толком и не понимают, зачем их сюда пригнали, оторвав от работы.
Последний пример – слушания по вопросу изменения зонирования участка земли городского парка. Людей, которые на них пришли осознанно, здесь было немало – об этом говорят хотя бы результаты голосования, ведь «против» этой инициативы все-таки высказались больше 80 дзержинцев. Но вот тех, кто проголосовали «за», все равно было больше – 118 человек. Не стоит, конечно, утверждать, что все они пришли сюда исключительно по зову своего работодателя. Только с трибуны о необходимости смены зонирования говорили всего несколько человек, тогда как против этой идеи высказалось куда больше выступающих. Почему? Да все потому же – большинству как сказали, так оно и проголосовало.
Немалая часть из этих 118 человек пришла в зал чуть ли не строем. А потом также дружно эти люди встали со своих мест, как только проголосовали за основной вопрос слушаний. Но особенно интересно было все-таки следить за работой «наблюдателей», которые контролировали «правильность» волеизъявления, такие здесь тоже были.
А вот печальнее всего, конечно, то, что подобный подход к делу – «пригнать и обеспечить» – сегодня распространяется не только на общественные слушания. Извините за резкое сравнение, но он, как раковая опухоль, распространился всюду. На прошлой неделе, например, мне пришлось быть свидетелем встречи представителей администрации города с рассерженным народом с улицы Петрищева, который бунтует против точечной застройки в своем дворе. И сначала вроде бы это собрание шло ожидаемо: глава администрации каялся за допущенные ошибки, люди гудели, депутаты произносили громкие речи. Только одна часть зала какое-то время безмолвствовала, а когда ее представители принялись говорить, то быстро обнаружили свою близость к застройщику, а также подконтрольным властям общественным организациям. Как следствие, действо переросло в перепалку. С одной стороны кричали возмущенные люди с улицы Петрищева, с другой – жители, например, Решетихи, пытавшиеся доказать оппонентам, что им только лучше будет, если у тех во дворе построят девятиэтажку. Все это дополнял своим командным громом вместо голоса, разносящимся всюду из динамиков, управделами администрации. Паноптикум, да и только…
Честно? Мне так и не удалось понять, чего хотела достичь этой встречей администрация. Покаяться перед народом, быть прощенной и понятой? Ведь начиналась-то встреча буквально как исповедь. Но получили они того, чего желали? Лично мне показалось, люди вышли из зала еще более возмущенными, чем пришли. Их оскорбил тот спектакль, в котором вынужденно пришлось принять участие. А вот вразумительных ответов на свои вопросы они так и не получили, не говоря уж о том, что им даже надежды не дали на то, что администрация хоть как-то попытается остановить эту стройку.
Чиновники при поддержке «коллективного разума» просто попытались доказать, что им же станет лучше. Вот только насильно, как известно, мил не будешь…
Сергей Кулаков