Загородный клуб, беседки, которые сдают в аренду большим компаниям, пейнтбол, бар – вот во что сегодня превратился любимый несколькими поколениями дзержинцев детский оздоровительный лагерь имени Юрия Гагарина.
Об истории лагеря нам рассказал Евгений Хренов, проработавший здесь 40 лет, воспитавший множество дзержинских мальчишек. А открылся лагерь, который строили работники завода «Заря», в 1958 году. Изначально все домики здесь были деревянными (пять детских дач, медпункт, служебное помещение, душевая и прачечная). Но детей с каждым годом здесь становилось все больше, места не хватало, а потому решено было строить новые каменные корпуса. Первый трехэтажный корпус со всеми удобствами открылся в 1968 году, он мог вместить 120 детей.
В 1970 году рядом построили еще один такой же.
И уже в 1975 году у лагеря появилось двухэтажное административное здание, где расположились: медпункт, изолятор, библиотека, пионерская комната, фотолаборатория, отделение для лечебных процедур, кабинет методической лаборатории и даже зубной кабинет.
Было кое-что в этом лагере, что отличало его от всех остальных, – отряд связистов. Идея его создания пришла после того, как в 1975 году ребята под руководством Евгения Хренова запустили телефонную станцию на 27 линий. Связь обеспечивали пионеры из разных отрядов, но это было неудобно, поэтому решили объединить их в отдельный отряд.
Новость об этом разлетелась быстро не только по городу, но и области, о его работе писали местные и центральные газеты и журналы, рассказало и областное телевидение. Вскоре Евгений Хренов организовал здесь несколько кружков: радиоузел, фотолабораторию, студию звукозаписи, киностудию «Пионер» и много других. Ребята, занимающиеся в студии «Пионер», даже представляли свои фильмы на Всесоюзном кинофестивале в городах Тбилиси и Кутаиси. Но гагаринцы не захотели на этом останавливаться, и в 1991 году в лагере заработала своя студия телевидения, в которой были и операторы, и дикторы, и специалисты по видеомонтажу. А в 1993 году телефонный коммутатор решено было заменить на промышленную АТС на 100 номеров, за это отряду связистов была вручена в Нижегородском Кремле почти профессиональная камера.
Но, к сожалению, положение завода «Заря» с каждым годом становилось все хуже и хуже, производства закрывали, людей сокращали, а денег на содержание выделялось все меньше и меньше, и в 2007 году лагерь имени Гагарина был передан в аренду некой частной фирме. «В конце лета 2007 года я покинул лагерь, оставив там все то, что было сделано мною за 40 лет. Конечно, в надежде на то, что кто-нибудь возьмет мою работу в свои руки. Но в 2008 году все оборудование связистов, фильмотека и многое другое было ликвидировано, АТС забросили», – рассказывает Евгений Александрович.
Связисты до сих пор с радостью в глазах вспоминают об этом отряде. «Здесь было очень интересно, я узнал много полезного, и эти знания пригодились мне в жизни. Хочется сказать спасибо всем тем, кто принимал детей каждое лето, благодаря им у меня остались только лучшие воспоминания о лагере», – поделился с нами своими впечатлениями бывший гагаринский связист Кирилл Черемухин.
Кстати, осенью 2009 го-да руководитель управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области Андрей Бухаров на пресс-конференции сообщил, что детский оздоровительный лагерь им. Гагарина два лета подряд (в 2008 и 2009 годах) работал незаконно. Он пояснил, что частная компания самовольно провела там детские смены, не заключив отношений с федеральными органами. И Росимуществом был подан иск по взысканию с пользователя госсобственности денежных средств – незаконного вознаграждения за использование объекта – в размере 1,7 млн рублей. Суд удовлетворил иск частично, присудив истцу около 1 млн рублей. В дальнейшем, по словам главы регионального ведомства, Росимущество региона планировало сдать лагерь в аренду по результатам соответствующего конкурса. Администрация Дзержинска, как добавил А. Бухаров, была готова взять лагерь на баланс в случае отсутствия прав третьих лиц. В любом случае, как заверил глава ТУ Росимущества по региону, лагерь по-прежнему должен был принимать детей на летний отдых. Однако, несмотря на обещания, в 2009 году лагерь открыл смены в последний раз.
Сегодня от некогда лучшего загородного лагеря города остались лишь воспоминания. На его ржавых воротах теперь красуются рекламные баннеры. Но на территории еще можно увидеть нетронутый плакат «режим дня», в соответствии с которым каждый гагаринец жил всю смену. А если пройти дальше, то взгляд падает на столовую, от которой в буквальном смысле осталось только одно название над входом. Она сегодня заколочена. Отсюда исчез даже бюст Ленина, стоявший возле столовой много лет.
Нельзя не обратить внимания и на состояние дач, где жили старшие отряды. Первая от входа находится примерно в таком же состоянии, как и столовая, а вот во второй на пробковой доске сохранилось даже название последнего отряда, жившего там, – «ПОЗИТИВ». Следующая также заброшена, а вот последняя, самая дальняя, используется в качестве столовой для детей, живущих сегодня на территории лагеря имени Гагарина в палатках. Кирпичные здания тоже пустуют.
Сильно изменилось и спортивное поле, где еще 5 лет назад проходили футбольные матчи и зарядка. Теперь здесь расположился некий «загородный клуб», огороженный высоким деревянным забором. А вот на местном пляже, кстати, даже в будние дни много людей. Здесь размещены беседки, которые можно арендовать, работает бар. Вот только все это все равно совсем не похоже на некогда красивый и цветущий детский лагерь. Кому он сегодня принадлежит, мы не знаем, но то, что город потерял одну из последних своих летних здравниц, видно невооруженным глазом.
Валерия Пучко