Когда мне рассказали, что военный комиссар Дзержинска и Володарского района Вадим Кортиков страстный моделист, я не сразу поверила. Ну вот не могла я себе представить нашего мужественного и строгого военкома склеивающим модельки танков или самолетов. Но то, с какой готовностью он согласился рассказать о своем увлечении, доказало, что этот серьезный человек относится к моделированию очень трепетно.
В своем кабинете Вадим Дмитриевич аккуратно достает из шкафа собственноручно изготовленные модели военной техники и сразу останавливает мой порыв все потрогать и пощупать: «Только не трогайте руками! Вы не представляете, какие они хрупкие и как просто их сломать!». При этом подполковник еще и скромничает: «Здесь, конечно, некоторые модели не совсем готовы, профессионалы могут заметить какие-то неточности».
– Но в нашем городе, наверное, не так уж много профессионалов?
– Кому нужно – рассмотрят. Моделисты вообще люди, привыкшие все доводить до совершенства, оттачивать каждую, даже, казалось бы, незначительную деталь. Вы знаете, что мастера, например, прокрашивают ногти на пальцах у моделей солдат?
– Сколько же для этого нужно терпения и собранности…
– В первую очередь, у человека должен быть интерес к истории. Чтобы сделать одну модель танка, нужно и в Интернете несколько часов просидеть, и специальную литературу почитать. Как правило, моделированием занимаются люди с художественным образованием. У меня такого образования нет, поэтому я не рискую выходить со своими моделями на какой-то серьезный уровень, на выставки. Но в душе я художник, в том смысле, что во мне сильно стремление к прекрасному. И вижу я его именно таким.
– Сколько моделей сейчас в вашей коллекции и как долго вы собираете каждую из них?
– Я, честно говоря, уже давно не считаю, но, думаю, больше ста законченных моделей у меня уже есть. Среди них в основном танки (я ведь по образованию танкист), есть мотоциклы, попробовал делать самолеты, но что-то не очень понравилось. Вообще же у меня есть мечта – собрать коллекцию всей существовавшей и существующей бронетехники.
На каждую модель уходит разное время – иногда запоем могу заниматься одним танком и собрать его за четыре вечера, а иногда работа растягивается на недели.
– С чего же начались ваши занятия моделированием? Наверное, еще в детстве, мальчишкой стали собирать машинки-танки?
– В детстве не очень-то получалось заниматься моделированием – удовольствие это недешевое, да и непростое. А вот военной историей я действительно увлекаюсь с малых лет. Мне всегда была интересна армейская служба, хотя в семье военных не было.
Собирать модели начал уже после того, как закончил танковое училище. Первую модельку купил себе в 1997 году, ну и затянуло. Особенно спустя пять лет после училища, когда стало больше свободного времени, начал ездить в специализированные магазины, изучать литературу. Сейчас практически каждый вечер приезжаю домой и занимаюсь своим любимым хобби.
– Значит, вы увлекающийся человек?
– В этом смысле да. Когда начинаю собирать новую модель, то буквально забываю обо всем. Работа эта очень кропотливая, монотонная, но интересная. Однажды в новогодние праздники я просидел за сбором гусеницы для танка, практически не отвлекаясь, четыре дня.
– Семья, наверное, не очень-то была этому рада?
– Жена сначала ругалась, потом смирилась. Дочка, ей 10 лет, тоже знает, что папины коробки и детальки лучше не трогать. Конечно, им, наверное, приходится со мной нелегко, потому что у нас вся квартира заставлена готовыми и недоделанными моделями. Никак не могу собраться и сделать большой выставочный стеллаж.
– А ведь вам как художнику, наверное, иногда не хватает зрителей и последователей?
– Да, бывает, закончив новую модель, я, как маленький ребенок, так хочу ее кому-нибудь показать. Тогда несу ее жене.
Что касается единомышленников, то моделирование в Дзержинске действительно пока не очень распространено.
Возможно, связано это с тем, что это занятие недешевое, да и крупных магазинов моделирования у нас практически нет. Мне, например, приходится все модели заказывать или лично покупать в Москве, а цена некоторых доходит до 2-3 тысяч. Плюс нужна специальная краска и инструменты.
– Зато ваши близкие и друзья всегда знают, что вам подарить на праздник.
– Это точно. Примерно треть моей коллекции – это подарки родственников и знакомых.
– Так неужели в нашем городе нет никакого клуба по интересам, который объединял бы любителей моделирования?
– Люди покупают модели, собирают, но как такового сообщества у нас нет. Хочется верить, что в скором времени эта ситуация изменится. И первым шагом к этому, я надеюсь, станет выставка моделей военной техники, которая впервые состоится в нашем городе в ноябре. Ее организатором станет дзержинское отделение «Российского союза ветеранов Афганистана». Вместе с его председателем Юрием Саловым мы особенно хотим привлечь внимание школьников к этой выставке. Поэтому сначала перед ее открытием состоится конкурс моделей в трех возрастных категориях: для начальной школы, среднего звена и старшеклассников. Думаю, что активно работать с детьми мы начнем в сентябре, когда все вернутся с каникул. Что касается самой выставки, то в этом году она будет, можно сказать, пробной, а вот в следующем мы хотим организовать большое мероприятие и посвятить его 70-летию со Дня Победы. На него планируем пригласить любителей и профессиональных моделистов не только из нашего региона, но и со всей России. Администрация города в этом начинании нас поддерживает.
– А вы готовы поделиться своим опытом с мальчишками и девчонками, если они придут лично к вам за советом?
– Конечно, с большим удовольствием и в любое время. Главное ведь даже не в том, чтобы ребенок правильно и аккуратно собрал эту модельку, а в том, чтобы он заглянул в книжку, залез в Интернет, взглянул на историю России иначе, вспомнил о подвигах наших солдат во время Великой Отечественной войны. Сейчас заслуги наших дедов и прадедов несправедливо занижаются, а ведь их руками создавалась Победа. И если из ста ребят, которые, возможно, ко мне придут, хотя бы один станет настоящим патриотом и посвятит себя служению Родине, это уже будет великое дело.
Марина Ипатова