На этой неделе депутаты Городской думы из комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья побывали в Дзержинской специальной (коррекционной) школе-интернате. Их интересовало, как живут и учатся воспитанники этого учреждения, а главное – как их здесь готовят к взрослой, самостоятельной жизни.
Подобное выездное совещание комитета было и в январе текущего года. Тогда депутаты во главе с Ниной Колесниковой посетили санаторный детский дом. Теперь очередь коррекционного. В нем воспитываются дети-инвалиды, и значит им еще сложнее адаптироваться к жизни вне стен интерната.
Обо всем и сразу
Директор коррекционной школы Ирина Белова рассказала, что сейчас здесь воспитываются 60 детей в возрасте от 7 до 18 лет – 40 мальчиков и 20 девочек, 14 – дети-сироты, 46 остались без попечения родителей. С ними работают 42 педагога.
Дети в школе-интернате учатся, занимаются в различных кружках, посещают занятия по социальной адаптации. Их учат готовить пищу, ухаживать за собой, своей одеждой и обувью, общаться с людьми, объясняют, куда обратиться за помощью. Для этого в школе-интернате даже организуют экскурсии – на почту, в магазин, поликлинику, парикмахерскую и так далее. Кроме того, педагоги проводят специальные воспитательные уроки, названия которых говорят сами за себя: «Я устраиваюсь на работу», «Что делать, если засорился кран», «Как заполнить анкету», «Я приглашен на день рождения». На уроках труда воспитанники познают азы швейного и столярного дела, цветоводство, декоративное садоводство.
Материальная база школы-интерната тоже на высоте. Везде хороший ремонт, много игрушек, мебели, техники.
В этом году стены коррекционной школы покинули 8 выпускников. Двое поступили в Спасское агропромышленное училище на столяра и штукатура-маляра, пятеро учатся в Дзержинском техническом колледже, одного взяла приемная семья из Городца. Вообще, в 2014 году приемных родителей нашли 5 детей из школы-интерната. И это, по мнению педагогического коллектива, говорит только об одном: люди становятся терпимее к сиротам, в том числе с ограниченными возможностями.
У большинства таких детей есть даже свое жилье. Если же выпускник интерната не имеет собственной жилплощади, ее выделяет город. По словам начальника отдела опеки и усыновления Светланы Вершининой, приглашенной на комитет, за два последних года власти выделили квартиры 11 выпускникам коррекционной школы-интерната. Конечно, даже имея свои квадратные метры, эти молодые люди сталкиваются в будущем с серьезными трудностями. Им приходится преодолевать проблемы трудоустройства, бытового обслуживания, организации досуга. При этом кто-то устраивается на временные подработки – грузчиком, разнорабочим и так далее. Кто-то ищет лучшей доли в других городах. Однако большинство живут только на пенсию по инвалидности, получая жилищные субсидии и другие льготы.
Хотят сосиску в тесте
Несмотря на позитивное впечатление от увиденного, депутаты поинтересовались у сотрудников детского дома, почему их воспитанники нередко попрошайничают у магазинов и торговых центров. Дети просят прохожих купить им поесть. А предпочтение отдают сосискам в тесте.
«Это их любимая еда, потому что у нас в меню такого «блюда» нет. Но дети, конечно, не голодают, у них пятиразовое питание. Есть и фрукты, и выпечка. Просто сладок именно запретный плод, к тому же им интересно, купят ли им взрослые еду, покормят ли за свой счет», – говорит Ирина Белова.
Сразу после этого гостей пригласили в столовую. Здесь просторно, чисто, дети как раз полдничают. А вот и меню.
Питание действительно пятиразовое. 20 октября, например, на завтрак были каша, вареное яйцо, кусочек масла и какао, в обед – суп с рыбными консервами, салат из зеленого горошка, картофель тушеный с рыбой, вечером ребята ели салат из кабачковой икры и плов по-узбекски. На десерт за весь день – яблоко, груша, булочка и одна шоколадная конфета весом 50 г. Теперь понятно, откуда любовь к сосискам. Остальным-то детям в любом школьном буфете их с радостью продадут. Да и на салат из горошка и кабачка, на суп из консервов для своих чад, думается, решатся не все родители. Хотя о вреде и пользе этих продуктов спорить не будем, да и вообще сравнивать нечего.
Дети «8-го вида»
По словам Ирины Беловой, хотел один ее выпускник стать в будущем трактористом, но даже не смог учиться ездить на тракторе – детей из интерната 8-го вида (с определенными отклонениями здоровья) в трактористы не берут. «А мальчик бы справился», – говорит директор школы, знающая его, конечно, лучше всяких нормативных баз и законов. Девочки же после школы не могут учиться на швей. Сейчас машины электрические, и, видимо, кажется законодателям, что не справятся они с ними. А какая бы польза была! Не только трудоустроиться легче со швейным-то мастерством за плечами, но и себя обшивать, мужа, детей. И вообще подобные ограничения как клеймо на всю жизнь для выпускников учреждений, подобных Дзержинской специальной школе-интернату.
«Здесь дети учатся, творят, достигают каких-то побед, а потом выходят во взрослую жизнь и все – двери закрыты: «вы люди 8-го вида», – резюмировала Нина Колесникова.
Вот и решили депутаты по итогам этого комитета обратиться в Министерство здравоохранения РФ с рекомендацией пересмотреть возможные профессии для подобных ребят, чтобы разрешили им учиться и работать и трактористами, и швеями.
А еще, чтобы они имели возможность на реабилитацию оценки своего здоровья. Приходит ребенок в коррекционную школу-интернат с заключением врача, а когда выходит из нее, должен пройти другое специальное обследование – осталось ли его здоровье на прежнем уровне, нет ли у него значительных улучшений, снимающих диагноз «ребенок 8-го вида».
И хочется надеяться, что многие из этих детей еще до окончания интерната найдут своих новых маму и папу. Ведь каким бы ни был хорошим общий дом, всем детям хочется жить в своей, пусть и приемной, семье. И главная заслуга работников Дзержинской специальной школы-интерната в том, что они ведут пропаганду по устройству детей в приемные семьи. Пять баллов за отчет педагогов перед депутатами можно поставить уже потому, что эта работа идет успешно.
Елена Миронова