В последних числах октября на базе Дзержинского педколледжа прошла областная конференция руководителей образовательных учреждений среднего профессионального звена. Инициировало эту встречу министерство образования Нижегородской области.
 
Работников министерства давно волнует вопрос: почему в регионе так же, как и в целом по стране, большинство выпускников стремится получить именно высшее образование? Причем если для поступления не хватает знаний, в ход идут деньги. При этом популярность техникумов и колледжей в последнее время заметно снизилась. Из-за этого государство все острее нуждается в рабочих кад-рах, ведь именно средние профессиональные учреждения выпускают слесарей, сварщиков, швей, поваров. А вот огромные массы управленцев, коммерсантов, юристов и так далее по причине переизбытка на рынке труда все чаще остаются без работы. Не лучше ли начать образование с рабочей профессии, а потом двигаться по карьерной лестнице, параллельно повышая свой образовательный уровень? И в лучших традициях советского времени из простого механика, например, мог бы вырасти директор производства, который знает его «изнутри».

Я бы в слесари пошел

Чтобы проанализировать, кто сегодня идет учиться в техникумы и колледжи, на какие специальности, замминистра образования Нижегородской области Илья Коршунов выступил с докладом «Итоги приема в профессиональные учебные заведения выпускников школ в 2014 году». Из 25 тысяч окончивших 9 класс в этом году больше половины –   13 тысяч – решили продолжить образование в школе – пошли в 10 класс. Остальные – в средние профессиональные учебные заведения. Такой же путь выбрали и 1700 человек, окончивших в 2014 году 11 классов. А всего таких в области 13700. Большинство ушли в вузы.

«Система высшего образования не смогла дать экономике нашего государства квалифицированные кадры, в которых она нуждается. Прежде всего, это рабочие специальности. Поэтому нам важно сориентировать выпускников школ, чтобы они сделали выбор в пользу рабочих профессий и были в будущем востребованными специалистами», – сказал Илья Коршунов.

Кадры всякие нужны

Впрочем, судя по данным доклада представителя министерства образования области, в этом году в нескольких сузах было увеличено число групп учащихся. В том числе в Дзержинске. Дополнительный прием был открыт в педагогическом колледже (группа обучающихся по специальности «Физическая культура» и две группы «Дошкольное образование»), индустриально-коммерческом техникуме (1 группа «Слесарь по ремонту строительных машин»), техникуме бизнеса и технологий (1 группа «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации»).

Однако увеличение групп и числа учащихся – не одно и то же. Илья Коршунов пояснил, что если раньше группы комплектовались из 30 человек, то с этого года в них должны учиться не более 25.

К тому же он попенял руководителям учреждений среднего профессионального звена на то, что некоторые из них продолжают комплектовать группы в последний момент – уже на стадии приема абитуриентов. Дело в том, что планы сузов и желание поступающих учиться на той или иной специальности не всегда совпадают. И когда директора училищ и техникумов понимают, что одна специальность не набирает нужного числа учащихся, а на другую спрос в два раза больше, они пишут письма в министерство образования с просьбой изменить учебный план. Это, считает замминистра образования, непрофессионализм самого руководства учебных заведений. Потребности абитуриентов нужно просчитывать заранее или рекламировать свои предложения так, чтобы выпускникам школ хотелось учиться там, где они еще вчера, может быть, и не планировали.

Прием в сузы 2014 года показал, что интерес поступающих снизился к профессиям продавца, слесаря, сварщика и наоборот возрос к специальностям отрасли сельского хозяйства, машиностроения, промышленной экологии, общественного питания. Все это вполне объяснимо. Оборудование рабочих мест постоянно совершенствуется, и для того, чтобы сегодня работать, к примеру, кассиром, не нужно учиться три года, достаточно краткосрочных курсов, ведь касса выполняет почти все операции за человека.

Швеи без отличия

Дальше на конференции выступила начальник отдела подготовки кадров министерства образования Нижегородской области Елена Перенкова. В своем докладе она подвела итоги учебной деятельности сузов Нижегородчины в 2013/2014 учебном году.

Елена Викторовна рассказала, что 74% поступающих в сузы имеют в школьном аттестате средний балл 3-3,5, 20% учились в школе на тройки и четверки и только 6% окончили 9 или 11 классов без троек. Последняя категория – претенденты на красные дипломы при окончании колледжей и техникумов. Но, к сожалению, отличники в системе среднего профессионального звена есть не во всех учреждениях и не по всем специальностям. В этом году впервые нет выпускников-отличников по таким направлениям, как моделирование и конструирование швейных изделий, судостроительство. А лидерами по числу отличников остаются одни и те же. Это Перевозский строительный колледж, Нижегородский педколледж, Дзержинский техникум им. Красной Армии.

У средних профессиональных образовательных учреждений есть еще одна проблема – «отсеивание» учащихся, в том числе на последних курсах. В 2013/2014 учебном году таких оказалось 203 человека, причем только 79 из них «выгнали» за неуспеваемость.

Зато радует участие нижегородских студентов сузов в конкурсах профессионального мастерства. В среднем по России Нижегородская область здесь традиционно в лидерах – по итогам 2013-2014 годов нижегородские учащиеся техникумов и колледжей заняли 5 место. Сначала лучших по профессии отбирают в своих учебных заведениях, затем в области, а потом отправляют на всероссийский тур. Итоговые «состязания» будущих поваров, электромонтеров, педагогов часто проходят и в Нижегородской области, к примеру, в Дзержинском колледже бизнеса и технологий. Кстати, учащиеся этого учреждения зачастую занимают в конкурсах призовые места. А вместе с ними – студенты Арзамасского коммерческого техникума, Перевозского строительного колледжа и других.

На учебу – с радостью

Обсудили педагоги и то, как важно сделать учебный процесс в техникумах и колледжах таким, чтобы он приносил удовольствие и удовлетворение учащимся, тогда и поток желающих учиться в них увеличится. И здесь все зависит в первую очередь от наставников. Ведь в сузы идут учиться в большинстве своем «середнячки», в школе их могли не замечать или даже принижать их способности. Но теперь, когда они выбрали профессиональное направление, которое им более или менее по душе, они могут стать «звездами», проявить лучшие качества и способности. Для этого учебные заведения среднего звена сегодня оснащаются современным оборудованием – учащиеся должны своими руками потрогать машины и инструменты, ощутить себя на будущем рабочем месте и испытать от этого радость и гордость.

Индивидуальный подход, интересные программы образования, современные технологии и инновации должны привлечь в техникумы и колледжи новых учащихся и стать для них местом, где хочется учиться, причем учиться хорошо. Обо всем этом участники конференции тоже поговорили как все вместе, так и разойдясь по аудиториям, где обсуждались отдельные темы.

Вывод в конце концов все участники встречи сделали единый – к приему абитуриентов 2015 года нужно тщательно подготовиться – просчитать, заинтересовать, увлечь и настроить на достижения.

Елена Родионова