Маршрут: дом-улица
Но сначала мы встречаем наших будущих попутчиков и становимся свидетелями их первого подвига. Ведь этим людям, чтобы попасть куда-то, нужно для начала просто выбраться из дома на улицу. Четыре года назад Алене удалось переехать из «панельки» без лифта в квартиру старой планировки на первом этаже. Лестниц и порогов теперь преодолевать не приходится. Так что, говорит оптимистка Алена, безвыходных ситуаций нет, просто многие проблемы трудно решить без помощи родных и друзей.
Мише приходится чуть сложнее – он живет в многоэтажке, к счастью, оборудованной лифтом. Но чтобы попасть в него, Михаилу пришлось придумать хитрый механизм, который временно не дает коляске до конца раскрываться, таким образом она становится на несколько сантиметров уже и проходит в двери лифта. На улице коляска снова обретает свои обычные размеры. Труднее дело обстоит со спуском с лестницы на первом этаже. Здесь Михаил недавно оборудовал деревянный настил, однако уклон лестницы так велик, что самостоятельно он может с него только спуститься. Чтобы вернуться домой, нужна уже помощь другого человека.
Итак, начинаем наше путешествие…Соцуслуги
Первым пунктом становится Пенсионный фонд. Учреждение во всех отношениях полезное и посещаемое. Входная группа здесь оборудована двумя пандусами, хотя один из них выглядит лишним – он выполнен из железа и зимой, говорит Михаил, будет сильно обледеневать. А вот другой – вполне приличный. Поднимаемся по нему к входным дверям – здесь требуется помощь охранника, который открывает вторую створку дверей. Внутри установлен хороший пандус, хотя и не хватает одного поручня, однако левая часть коридора остается все равно недоступной. Сюда ведет только лестница. Но в целом Пенсионный фонд оставляет приятное впечатление.Образование
Дальше едем в среднюю школу № 71. В 2014 году она была включена в программу «Доступная среда», но средства на ее оснащение должны были поступить только в следующем году. Между тем здесь уже установлены два пандуса и, как говорится, один «краше» другого: справа – мощная бетонная, но очень крутая конструкция, и совершенно без перил. Ребята рискуют, но все же взбираются по ней на крыльцо и тут же упираются в клумбу. Слева – современный широкий пандус с перилами, но! – съехать с него на коляске невозможно, так как внизу порога просто нет. Вместо него обрыв высотой сантиметров 30 с какими-то каменными выступами.
По словам Алены, 71-я школа – ярчайший пример того, как помог бы в свое время совет опытных колясочников проектировщикам и строителям этого «чуда природы» и позволил бы избежать лишних трат. «Мы бы сразу объяснили, что по этому бетонному пандусу ни один колясочник самостоятельно в здание не въедет. Зачем нужно было тратить на него деньги? Ну а другой пандус, я надеюсь, просто не доделан», – добавила девушка.Медицина
Дальше едем во 2-ю поликлинику. Выбираем ее, в первую очередь, потому, что совсем недавно Михаил приезжал сюда за справкой и был очень доволен условиями для инвалидов. Убеждаемся в этом сами: пандус приличный (правда, чуть великовато расстояние между перилами), двери широкие, коляски убираются даже в лифт, так что без проблем поднимаемся на 2-й этаж. Словом, все хорошо. А на выходе из поликлиники мы даже обнаруживаем специальную кнопку, нажав которую можно вызвать сотрудников медицинской страховой компании, работающих в здании. Вот только на зов наш так никто и не вышел… Выяснилось, что кнопка временно не работает. Ну что ж, с учетом того, что человек на инвалидной коляске, в принципе, может и так попасть в любой кабинет поликлиники самостоятельно, это маленький недочет.Покупки
Из поликлиники отправляемся на Торговую площадь. И тут, признаюсь честно, я посмотрела на нее совершенно другими глазами и теперь могу сказать точно: более неблагоустроенного и недоступного для маломобильных людей места в нашем городе, пожалуй, больше нет. Не верите? Попробуйте сами проложить себе путь от «Росси», например, к центральному входу в универмаг через вечно забитую автостоянку, высокие бордюры, газоны, заборчики, рекламные щиты, канавы. Пройти эту дистанцию – целый подвиг, причем не только для инвалидов, но и, к примеру пожилых людей или мамочек с колясками. «Конечно, всегда можно попросить кого-нибудь помочь – у нас очень отзывчивые и добрые люди, но все-таки хотелось бы справляться самим», – с грустной улыбкой говорит Алена.
Пытаемся попасть в торговые центры. Универмаг (особенно его новая часть со стороны пр. Циолковского) в этом плане оборудован неплохо: здесь есть специальная широкая дверь с кнопочкой, вместительный лифт, на стоянке очень много мест для водителей-инвалидов. Однако часть их занята машинами, и их владельцы ничем не похожи на людей с ограниченными возможностями. Мы не постеснялись подойти к одной только что подъехавшей автоледи: Алена предупредила ее, что сейчас за нарушение правил стоянки в местах, отведенных для инвалидов, взимается немалый штраф – от 3 до 5 тысяч рублей и посоветовала ей быть внимательнее. Дама вежливо извинилась и уехала.
Именно здесь, на Торговой площади, мы задаемся и другой целью – отыскать туалет для людей с ограниченными возможностями. И сверкающий новизной универмаг как-то сразу потускнел: туалета для инвалидов тут нет, ответили нам охранники. Правда, уже на выходе нас догнал старший менеджер торгового центра и объяснил, что реконструкция центра еще не завершена, в проекте специальный туалет предусмотрен, но сделают его, когда будет достроен 4-й этаж, начало строительства запланировано на 2015 год… Ну что ж, потерпим.
Более или менее подходящий туалет мы обнаружили в «Росси», но только благодаря доброте и отзывчивости местных администраторов, которые специально для нас открыли служебное помещение, где двери оказались широкими. Спасибо и на этом!Поездки
Вокзал. В принципе, железнодорожным вокзалом инвалиды-колясочники пользуются нечасто. Но только не Алена и Миша, ведущие очень активную жизнь. Им поездами приходится ездить постоянно. По словам Алены, около двух лет назад у РЖД появилась очень полезная услуга – встреча и проводы маломобильных граждан. Ее можно заказать по телефону на любом вокзале не позднее чем за три дня до предполагаемого отъезда или приезда. В назначенный день и время на вокзале вас будет ждать сотрудник, который поможет добраться до поезда, проводит до места в вагоне и погрузит вещи. И все это совершенно бесплатно. Но на этом удобства, в общем-то, и заканчиваются. Попасть в здание дзержинского вокзала человек в инвалидной коляске может только с обратной стороны, преодолев сначала крутой пандус, ведущий к платформам. В самом вокзале пандус есть, но спуститься по нему самостоятельно у ребят тоже не получается. Трудности возникли и с покупкой билета – окна кассы находятся слишком высоко, с коляски не достанешь. В общем, до идеала нашему вокзалу еще очень далеко.
Спорт
Зато к идеалу в плане доступности уже приближается ФОК «Ока». Здесь Алену хорошо знают, ее сын несколько лет занимается в хоккейной секции. Для нас специально открывают шлагбаум, а на входе уже встречает сотрудник. К бордюрам и пандусам – никаких претензий! Помощь становится необходимой лишь когда коляска Михаила застревает в узкой двери – приходится открывать дополнительную створку. Алену в ФОКе устраивает все, кроме того, что пока не работает лифт на второй этаж.
Вскоре нашу маленькую делегацию вежливо и радушно встречает директор ФОКа Зяки Умяров. Он уверяет, что в ближайшее время лифт заработает, так как уже полностью готов, осталось только заключить договор на его обслуживание. Но ребята, кажется, уже готовы простить любые неудобства за шикарный туалет, оборудованный для людей с ограниченными возможностями на 1-м этаже ФОКа, – наверное, единственный в нашем городе, который отвечает всем требованиям.Развлечения
Подъезжаем к Дворцу культуры химиков. Достаточно одного взгляда и становится ясно, что для инвалида-колясочника вход на концерты и спектакли в нем закрыт. Даже если сделать скидку на то, что в настоящее время ДКХ переживает реконструкцию, сложно представить, чтобы огромная лестница могла быть оборудована хоть сколько-нибудь удобными пандусами. Кроме того, внутри здания также на коляске далеко не уедешь.
Кстати, буквально за несколько минут до нас ДКХ посетила комиссия по реставрации здания. Так вот, по словам нашего журналиста, посетившего дворец вместе с чиновниками, вопрос об оборудовании его устройствами для инвалидов не обсуждался.Власть
Вполне логично было завершить наш объезд у стен Городской думы. Да, именно «у стен», поскольку попасть внутрь человеку в инвалидном кресле физически невозможно. Пандуса здесь нет.
Именно тут мы подводим итоги своего путешествия. Алена подчеркивает, что они ни в коем случае не хотят просто указывать на недостатки и критиковать программу «Доступная среда» и ее реализацию. Наоборот, они предлагают администрации и депутатам свою помощь и содействие. Три недели назад представители дзержинского сообщества инвалидов-колясочников написали письмо в Городскую думу, в котором предложили свою помощь в разработке программы «Доступная среда», подчеркнув, что без их участия сделать ее эффективной будет очень сложно.
Напомню, в тот момент ни они, ни мы еще не знали, что программа эта фактически закрыта и финансирование ее остановлено. То есть порыв ребят так и останется незамеченным? Мы задали этот вопрос председателю комитета Городской думы по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья Нине Колесниковой. По ее словам, финансовые «нули» напротив программы «Доступная среда» для нее также стали неожиданностью, и в ближайшие дни эта тема будет широко обсуждаться на заседаниях комитетов Думы. Кроме того, Нина Павловна подтвердила, что в ближайшее время вместе с главой города Валерием Чумазиным они встретятся с активистами общества инвалидов отдельно и подробно обсудят все наболевшие темы.
Марина Ипатова