Дзержинское время

Дело в том, что постановка пьесы Дмитрия Рябова и Юрия Чепурнова «Ассакамури» стала частью городской программы по борьбе с наркоманией. Иероглиф «Ассакамури» переводится по-разному: в японском языке он обозначает цветущую коноплю, на китайском звучит как «последнее предупреждение». И то и другое толкование вполне подходит пьесе по смыслу.
Еще в процессе подготовки спектакля режиссер Андрей Подскребкин рассказывал журналистам, что хочет сделать спектакль таким, чтобы после его просмотра подростки (а именно на них и рассчитана пьеса) раз и навсегда прониклись отвращением к «дури», чтобы одна только мысль о наркотиках вызывала у них тошноту. Поэтому спектакль получился жестким, гнетущим, местами просто жутким. Впрочем, натуралистические сцены тут могут быть оправданы, если только они достигают конечной цели – подвести зрителя к решению никогда, ни при каких условиях не прикасаться к тому болоту, в которое затянуло главных героев пьесы.
А главными зрителями спектакля, по задумке авторов, должны стать подростки, поскольку именно они сегодня находятся в особой зоне риска с точки зрения разного рода зависимостей. Специальные показы будут организованы для школьников, однако нам показалось, что лучшим вариантом стал бы семейный просмотр спектакля, а после него – ненавязчивый, но обязательно честный разговор родителей с сыном или дочерью.
Кстати, «Ассакамури» – не первый спектакль дзержинской драмы, созданный для подростков и о проблемах подростков. Около шести лет назад на нашей сцене впервые был показан спектакль «Блин-2», где также речь шла о наркотиках, субкультуре. Однако в нем на первый план все-таки выходила проблема отношений между родителями и детьми. В «Ассакамури» же весь сюжет подчинен демонстрации жуткого явления под названием «наркомания».
Сюжет, к слову, довольно прост. Главный герой Миша (актер Павел Кузубов) – сын обеспеченного человека. Все у него есть – деньги, невеста-красавица, перспективы. Но однажды он встречает и по-юношески страстно влюбляется в странную девушку Ольстер (Мария Шиманская). Узнав, что она наркоманка, Миша пытается спасти ее, попадает в притон, где его самого сажают на иглу. Попытки вылечить любимую ни к чему не приводят, а конец у этой истории может быть только один – гибель почти всех ее участников, в том числе и отца Миши, который, оказывается, сам замешан в наркобизнесе. Особенно страшен финал пьесы, когда умирающая в больнице Оля узнает, что беременна и что маленький невинный человечек, плод ее с Мишей любви, тоже обречен на смерть.
Главные чувства, которые остаются после просмотра «Ассакамури», – страх и безнадежность. То ли по ошибке, то ли намеренно авторы и создатели постановки не оставляют даже проблеска надежды ее героям. А как же любовь, которая сильнее всего на свете? А как же добро, которое, как известно, всегда побеждает зло? Нет, говорят авторы, есть на свете зло, с которым не справляется сама любовь, и добро тут совершенно бессильно. Ольстер даже в момент объяснения с Мишей думает о том, что ночью доза будет дороже, а значит нужно скорее бежать. Во время же ломки она превращается в зверя.
И надежда на излечение, которая появляется было у героев, очень быстро рассеивается. Потому что не придумана еще вакцина от наркомании. И даже тот, кто как бы помогает избавиться от зависимости, на самом деле понятия не имеет о том, как это делать. А значит расчет на то, что раз попробовав, ты сумеешь в любой момент «соскочить с иглы», – всего лишь иллюзия, страшная, смертельная иллюзия. Авторы как бы говорят: эй, назад пути нет, так что даже не думайте вступать на эту дорожку.
Художник Ирина Евдокимова постаралась создать на сцене обстановку и атмосферу, максимально приближенную к реальной жизни. Показать обычный ночной клуб, самый обычный концерт молодежной группы, потом страшный в своей обычности притон, где так обычно умирают молодые, только начавшие жить люди.
Чувствуется, что спектакль делали молодые актеры, которые еще могут поговорить с юным зрителем на одном языке. И тут главный режиссер вполне оправданно дал им большую свободу. Например, музыкальным оформлением спектакля занимался актер Денис Мартынов, он же   написал и исполнил звучащие в нем песни. Постановкой хореографии и пластикой актеров занималась исполнительница главной роли Мария Шиманская.
Символичен финал спектакля. Все герои подходят к краю сцены и стучат в воображаемую стену. Это как бы и биение молодых сердец, которые остановились раньше положенного им срока, и в то же время это попытка достучаться до сознания сегодняшних мальчишек и девчонок, которым предстоит сделать свой выбор.
А в общем-то, разбирать по деталям режиссерские находки, актерскую игру, художественные элементы в случае «Ассакамури», наверное, бессмысленно. Главное, что была создана атмосфера, которая заставила первых зрителей спектакля – дзержинских старшеклассников – смотреть этот спектакль с открытыми ртами, почти не дыша.
Марина Ипатова