Андрей Рехалов: Решаем проблемы, внедряем инновации


 
– Андрей Иванович, 2014 год для Дзержинского водоканала был, скорее, успешным, чем проблемным?

А.Р.: – Он был и успешным, и проблемным. Успешным, потому что мы перевыполнили план по концессионному соглашению с городом. По договоренности с руководством администрации, в течение трех лет ДВК должен был вложить в модернизацию городского водоканализационного хозяйства 300 млн рублей, а мы за два года вложили 316 млн. И планомерно работаем над исполнением производственной программы. Этот год стал успешным, потому что мы продолжаем внедрять инновационные технологии, и это помогает предприятию сокращать расходы. Кроме того, в этом году по программе утилизации нам удалось заменить весь парк машин аварийной службы. Также ОАО «ДВК» в текущем году вновь подтвердило свою высокую квалификацию в рамках проекта сертификации по ISO-9001. А еще мы приняли участие во Всероссийском конкурсе лучших предприятий ЖКХ.

Г.Г.: – Итоги регионального этапа конкурса будут известны в конце декабря. Конкурсная комиссия сейчас оценивает итоги деятельности каждого участника. Победители получат грант. Мы надеемся, что будем в числе лучших.

А.Р.: – А что касается проб-лем, то они уже стали для нашего предприятия традиционными, как и для всех коллег в стране и регионе. По данным Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения, убыток водоканалов, по итогам прошлого года, составил 15,4 млрд рублей. При этом тариф тогда же разрешили поднять только на 8%. Если сравнить с ресурсоснабжающими организациями, ответственными за электроподачу, то им – прибыльным – границы повышения тарифа установили на отметке 12,5%. В текущем году инфляция скакнула еще выше, а рост тарифов для водоканалов ограничился 3,8%. При этом объемы водоснабжения у нас падают. Большинство потребителей установили приборы учета, начали экономить, современные предприятия используют ресурсы по схеме замкнутого цикла, а убыточные – не могут рассчитаться с долгами. Сама же система тарифообразования складывается таким образом, что расходы от падения объемов к нам вернутся только через 3 года. К примеру, сейчас мы подаем в город 60 тыс. кубов воды в сутки, а раньше – 70 тыс. Эти выпадающие 10 тыс. кубов нам зачтут только через три года. При этом я не считаю, что проблему можно и нужно решать одним только повышением тарифов. Поднимать их можно до бесконечности, но кто будет платить?

С.К.: – Мы живем в условиях хронического недофинансирования, нас загнали в угол. ДВК еще повезло, что мы вошли в РСТ с бездефицитным бюджетом. Предприятия, которые уже на тот момент были убыточными, теперь никак не могут выйти из кризиса – едва сводят концы с концами. Нам же еще удается модернизировать производство, вкладываться в развитие.

– Давайте напомним дзержинцам о главных проектах модернизации ДВК за последнее время.

А.Р.: – В 2013 году на Съезде РАВВ ОАО «ДВК» получило диплом за инновационный проект. Мы на реконструкции РОС использовали современные технологии и материалы, например, заменили металлические части илоскребов на стеклопластиковые, не подверженные коррозии, а значит гораздо меньше нуждающиеся в ремонте и замене. Нашу идею коллеги оценили высоко, но, к сожалению, опыт не был распространен в регионе из-за все той же критической финансовой ситуации на водоканалах. Руководители предприятий ВКХ вынуждены думать о том, как выплатить зарплаты, рассчитаться за коммуналку. На развитие, увы, денег не хватает. Мы же за два последних года заменили полностью оборудование насосных станций, установив импортные насосы и автоматизированную систему управления.
 
Новое оборудование, кстати, позволяет управлять сложными технологическими процессами силами небольшого количества людей. Поэтому мы смогли сэкономить еще и на персонале. Два года назад на районных очистных сооружениях были сокращены  100 человек. Это тоже экономия. Кроме того, на тех же РОС в помещениях насосных станций мы заменили окна на энергосберегающие. Теперь помещения, где не работают люди, в зимний период мы не отапливаем. Новые окна сохраняют температуру в корпусах на уровне +5 градусов, чего вполне достаточно для нормальной эксплуатации оборудования. Раньше же мы вынуждены были платить огромные деньги за отопление производственных корпусов.
 
Вообще, энергосбережением на ДВК стали заниматься задолго до принятия ФЗ-261, требующего учитывать и экономить все энергетические ресурсы. Если бы мы не экономили, давно бы стали банкротами.

– Какую работу проводит ДВК, чтобы увеличить доходы?

А.Р.: – Что касается потребителей, то благодаря сильной юридической службе мы активно собираем долги с тех, кто, получив услугу, почему-то не хочет за нее платить. Не нужно думать, что мы готовы сразу «растерзать» своих должников. Пока долг человека не превысил полугода, мы вообще даем ему шанс самостоятельно справиться с проблемой задолженности. Мы никому не отказываем в рассрочке долга с одним условием – погасить сразу 30% суммы задолженности. Делаем перерасчеты, возвращаем деньги в случае ошибочного взимания. Я еще раз хочу напомнить, что если у человека квартплата превышает 18% совокупного дохода, то государство компенсирует ему часть или даже полностью расходы на «коммуналку». Конечно, с определенными условиями: если он имеет только одно жилье, соберет все справки, подаст их в пункты соцзащиты и будет вовремя платить по текущим квитанциям ЖКУ. У нас же бывают разные случаи, когда людям лень оформить субсидии или за квартиру они платить попросту не хотят. Количество неплательщиков в среднем по городу, по нашим данным, составляет около 15%. Эти люди почему-то решили, что они лучше других: услуги получают в том же качестве и количестве, что и оплачивающие их люди, но вот отдавать деньги сами не желают.

С.К.: – У нас принято жалеть должников, дескать, они не вносят плату за коммунальные услуги из-за отсутствия денег. Но если мы посмотрим на среднестатистический портрет должника, то это не пенсионер и не многодетная мама. Это люди, которые делятся на три категории: ведущие асоциальный образ жизни, набравшие кредитов и те, кто не платит никогда и ни за что. Вот с ними мы ведем принципиальную борьбу в судах и возвращаем свои деньги. У некоторых «бедных» должников с банковской карты и сберкнижки судебные приставы иногда списывают по несколько сотен тысяч рублей.

– Поможет ли хоть немного справиться с проблемами создание Нижегородской Ассоциации водоснабжения и водоотведения, о которой сейчас идут разговоры на уровне области?

А.Р.: – Это прежде всего поможет создать дискуссионную площадку, организовать устойчивую взаимосвязь между всеми водоканалами Нижегородчины, делиться опытом, менять мировоззрение руководства и специалистов предприятий ВКХ, наконец, понимать в целом состояние отрасли и грамотно управлять процессами. Пусть небольшие водоканалы не сразу начнут перенимать инновационный опыт, но они получат консультации, советы, всевозможную помощь. Вот сейчас к нам приехали юристы Борского водоканала, им нужна юридическая помощь, и мы ее окажем. Почему они обратились именно на ДВК? Потому, что знают, что у нас уже есть опыт в конкретных вопросах. На семинарах водоканалов области, которые ДВК организует и проводит уже 4 года, мы рассказываем, как работаем и внедряем новшества, что помогает нам усовершенствовать процессы очистки, подачи и отведения воды. Коллеги перенимают опыт и по возможности применяют у себя. Если такие семинары станут в рамках Нижегородской Ассоциации водоснабжения и водоотведения официальными, я – «за».

– Значит, на будущее у вас много планов?

А.Р.: – Много планов, много задач и перспектив. Хочется верить, что все их мы со временем успешно реализуем.

Елена Егорова