Я не верблюд!
Ольга Сергеевна и Андрей Николаевич (свои имена мои собеседники просили изменить, так как стараются поскорее забыть всю эту историю) несколько месяцев назад впервые узнали о том, что должны некоему банку ОТБ около 150 тысяч рублей. Вначале им пришло письмо из Национальной службы взыскания, в котором было написано, что пенсионеры якобы купили в кредит мебель у компании «Мега Холдинг». Займ был оформлен в нижегородском филиале банка ОТБ. Для пенсионеров информация о долге стала громом среди ясного неба, ведь никаких кредитов они не брали, и даже о существовании такого банка ничего не слышали. Андрей Николаевич, несмотря на плохое самочувствие, сразу же поехал в Нижний Новгород, где в банке ему подтвердили, что заявка на получение кредита от него действительно поступала. Сотрудники банка даже предъявили ему документы, в которых были указаны все данные главы семьи и даже его фотография! Вот только подпись была сделана не его рукой. К счастью, доказать это вскоре удалось сотрудникам полиции, куда обратился мужчина. Они же выяснили, что фирмы «Мега Холдинг» не существует, но через нее таким же образом мошенники пытались оформить кредиты еще на нескольких жителей Дзержинска. В случае с нашими героями это, к счастью, не удалось – служба безопасности банка вовремя распознала поддельное заявление и деньги преступникам банк не перечислил. Так что, можно сказать, эта история закончилась более или менее благополучно, если не считать потраченного здоровья и нервов наших героев. Тем не менее непонятно, откуда взялось угрожающее письмо из службы взыскания? Также неясно, где и как мошенники раздобыли личную информацию Андрея Николаевича? И главное, кто теперь ответит за те переживания, которые пришлось испытать ни в чем не виноватым людям?
Издевательство по проводам
Методы телефонных «террористов», выбивающих долги на расстоянии, – тоже уже притча во языцех. Поражает в первую очередь то, что для звонящих не существует совершенно ничего святого – они могут оскорбить, унизить. И жертвы в этих случаях оказываются перед ними совершенно беспомощными и беззащитными.
Следующая история из таких. Жительница нашего города Мария Петровна потеряла сына. Очень скоро матери, и так мучительно переживавшей боль потери, стали поступать звонки на сотовый телефон. Собеседницы-женщины сообщили ей, что ее сын в одной известной сети сотовой связи купил в кредит телефон и не до конца погасил его. Объяснения матери, что сына уже нет в живых и что она ничего не знала о долге, компанию не удовлетворили. Звонки продолжались около года, причем велись с разных номеров и могли прозвучать в любое время суток. Мы уж не говорим о том, как грубо разговаривали с женщиной. В какой-то момент ей в качестве доказательства предложили привезти свидетельство о смерти в их главный офис, расположенный… в Москве. Когда Мария Петровна сказала, что для нее это нереально, нелюди по ту сторону провода пригрозили, что тогда сами «произведут эксгумацию тела». Сейчас моя собеседница признается, что если бы у нее тогда были деньги, то она отдала бы их кому угодно, только бы прекратились эти издевательства. На это и был расчет мошенников. Но у женщины, живущей на одну пенсию, лишних средств не было, поэтому ей пришлось пройти все круги ада, прежде чем тираны оставили ее в покое.
Никому ничего не скажу
По словам юриста Максима Петрова, в первой истории налицо нарушение Закона «О защите персональных данных». Чтобы риск попасть в такое положение был минимальным, постарайтесь никому не сообщать свою личную информацию, особенно номера и пин-коды своих банковских карт.
Если человек не брал кредит, а с него требуют его возврата, то, скорее всего, ему действительно придется самому вести диалог с кредитной организацией и доказывать, что он на себя никакие обязательства не брал.
Причиной таких ситуаций, по словам правозащитника, чаще всего являются мошеннические действия третьих лиц. Он вспомнил, как несколько лет назад банк «Русский Стандарт» по почте рассылал жителям именные банковские карты. Часть этих карт тогда попала в руки мошенников (например, целая группа преступников была задержана в Мулино), которые, выяснив персональные данные людей, активировали их и сняли с них деньги.
Банк в свою очередь предъявил претензии людям, на имя которых карты были направлены. Между тем, подчеркнул Максим Петров, сейчас такие ситуации исключены, поскольку новый Закон «О потребительском кредитовании» запрещает подобные «заочные» выдачи банковских карт.
Однако и без этого опасности владельцев карт подстерегают на каждом шагу. Например, в последнее время участились случаи, когда мошенники устанавливают на банкоматы считывающие устройства и узнают пин-код карты. В таких случаях явно прослеживается вина банка, который не обеспечил безопасность при проведении банковских операций. И предъявлять претензии нужно банку.
Бывает, что к людям приходят настоящие сотрудники полиции и от лица банка предъявляют обвинение. Это означает, что, возможно, банк написал на вас заявление о возбуждении уголовного дела. Сейчас, согласно примечаниям к статье 150 УК РФ, кредитные организации имеют на это право в случае, если заемщики предоставили недостоверные данные при получении кредитных средств. Например, если человек указал, что у него на иждивении находится не два, а один человек, или предоставил неправильную информацию о зарплате. В таких случаях уголовное дело возбуждается по факту мошенничества.
Что касается поздних визитов и звонков, то такие действия – повод незамедлительно обратиться в полицию, подчеркнул Максим Петров.
Заявлений нет
Между тем, по словам начальника штаба УВД по городу Дзержинску Николая Кочуева, в местные отделения полиции пока не поступали заявления от жителей на противоправные действия банков и коллекторских агентств. Вернее, как отметил Николай Валентинович, люди периодически жалуются на звонки и визиты сотрудников банков, требующих возврата долга, но при проверке, как правило, оказывается, что эти граждане действительно уклоняются от погашения кредита. При этом сотрудники банка или коллекторского агентства обычно в своих действиях не выходят за рамки закона, добавил Николай Кочуев.
Получается, что люди, страдающие от мошенников и назойливых посетителей, по каким-то причинам не обращаются в полицию, предпочитая переждать или самостоятельно решить возникшую проблему. А за подмогой к людям в погонах бегут те, у кого «рыльце в пушку». Но поражает больше всего не это, а то, насколько беззащитны оказываемся все мы перед мошенниками. Скрыть и уберечь свои персональные данные в наш век, когда их требуют указывать на каждом шагу, практически невозможно. Так же как и оградить себя и свою семью от непрошеных гостей. Единственный выход в таких ситуациях – не паниковать, знать свои права и при необходимости обращаться к специалистам.
Марина Ипатова