В марте в Москве прошел Всероссийский форум работников системы дошкольного образования. Подобного мероприятия в нашей стране не было аж 80(!) лет. Почему? То ли проблемы в этой области остро не стояли, во что с трудом верится… То ли жизнь и воспитание малышей из-за бурных событий в нашей многострадальной Родине всегда оказывалась на втором плане… Между тем у работников системы дошкольного образования за долгие годы накопилось столько вопросов, что двух дней работы форума едва хватило, чтобы обсудить все.
В состав делегации от Нижегородской области вошел начальник управления детских дошкольных учреждений администрации Дзержинска Алексей Коротков. У него мы узнали основные темы форума и пути решения некоторых актуальных проблем.
– Алексей Николаевич, не секрет, что у системы дошкольного образования сейчас немало проблем, и связаны они чаще всего с недостатком финансирования. На форуме наверняка поднимался этот вопрос…
– Дело в том, что сегодня все дошкольные образовательные учреждения содержатся за счет городского бюджета. Финансовые возможности у всех регионов разные. Дзержинск способен содержать детские сады, но есть города, например, в Калмыкии, где денег на дошкольные учреждения просто не хватает. Поэтому участники форума выступили с предложением, чтобы часть затрат, например, на зарплату сотрудникам, на приобретение методических пособий и материально-техническое обеспечение, взял на себя федеральный бюджет. Или чтобы федерация дала такие полномочия субъекту, а уже область выделяла средства для дошкольных учреждений, как сейчас происходит со школами. Город же, в свою очередь, будет участвовать в софинансировании, в части, например, коммунальных услуг, обеспечения питанием и так далее.
Очень важным моментом стало также решение об участии с 2010 года дошкольного образования в национальном проекте «Образование». А значит, мы наконец сможем участвовать в конкурсах в рамках этого проекта.
– О каких наиболее актуальных, на ваш взгляд, проблемах еще шла речь?
– На одной из секций шел разговор о структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Говорилось о том, что оптимальным является равнодолевое соотношение объемов обязательной части по основным направлениям развития детей: физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического.
Превышение обязательной части по различным направлениям будет касаться детских садов с приоритетом и центров развития ребенка. Но обязательная часть должна быть реализована в любом дошкольном учреждении, чтобы обеспечить воспитанникам готовность к школе.
– Насколько мне известно, участники одной из секций рассматривали проблему воспитания детей-инвалидов. Ведется ли в Дзержинске работа с такими малышами и их родителями?
– Действительно, сегодня в России всего более 533 тысяч детей-инвалидов дошкольного возраста, часть которых не может посещать детские сады. Проблема в том, что из-за врачебной тайны нам не дают информацию об этих детях, а родители часто предпочитают не афишировать недостатки своих детей, хотя и нуждаются в помощи специалистов. Поэтому управление дошкольных учреждений Дзержинска разрабатывает сайт, с помощью которого родители смогут отправить сообщение и рассказать о своих проблемах. Мы готовы не только организовать посещение их детьми специальных групп в детских садах, но и занятия воспитателей на дому. Это недалекая перспектива, уверяю вас…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 9 апреля 2009 года)
Записала Марина ИПАТОВА