– Почему установленные год назад ОПУ теплоэнергии на жилфонде Дзержинска до сих пор не введены в эксплуатацию? Руководство ОАО «НКС» неоднократно называло различные сроки, не отказываясь от того, что этот процесс – его прерогатива.
– Ввод приборов учета тепловой энергии и горячей воды в эксплуатацию должен производиться совместно представителями ресурсоснабжающей организации (с привлечением подрядчика, выполнявшего работы по его установке) и потребителя. ОАО «НКС» после принудительной установки ОПУ направляло в управляющие (обслуживающие) организации Дзержинска, являющиеся, по нашему мнению, представителями собственников помещений в многоквартирных домах, уведомления о вводе приборов учета в эксплуатацию и обеспечивало присутствие при вводе своих представителей и представителей подрядчика. К сожалению, обслуживающие и управляющие организации, ссылаясь на различные обстоятельства, отказываются от оформления подготовленных ОАО «НКС» и подрядчиком актов ввода приборов учета в эксплуатацию.
– В Правилах № 354 говорится, что «установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета». Кто все-таки должен инициировать этот процесс?
– Постановлением правительства РФ № 354 от 6.05.2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам…» установлены сроки ввода приборов учета в эксплуатацию и порядок расчета за коммунальные услуги с учетом их показаний. В свою очередь, порядок ввода установленных приборов учета в эксплуатацию определяется другими нормативно-правовыми актами – Постановлением правительства РФ № 1034 от 18.11.2013 г. «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» и № 776 от 4.09.2013 г. «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод». В соответствии с этими постановлениями в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию должны участвовать представители потребителя. ОАО «НКС» действительно считает такими представителями управляющие и обслуживающие многоквартирные дома организации. Они, в свою очередь, в большинстве своем утверждают, что полномочия по вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета не переданы им собственниками помещений в МКД и отказываются от оформления актов ввода.
– Действует ли гарантия на установление в МКД Дзержинска ОПУ теплоэнергии? Все ли они находятся в исправном состоянии?
– Да, гарантийный срок на установленные ОАО «НКС» приборы учета составляет 18 месяцев с даты их установки. Неисправности в работе приборов учета, безусловно, случаются, но при их выявлении ОАО «НКС» незамедлительно уведомляет об этом подрядчика, а подрядчик в свою очередь производит их гарантийный ремонт.
– Отслеживает (отслеживало) ли ОАО «НКС» показания этих приборов? Кто и как их снимает (снимал)?
– Обязанность по передаче в ресурсо-снабжающую организацию показаний приборов учета возложена законодательством РФ на потребителей. Как правило, эти работы, как и работы по эксплуатации приборов учета, поручаются собственниками обслуживающим и управляющим организациям. На сегодня по большинству многоквартирных домов, принудительно оборудованных ОАО «НКС» общедомовыми приборами учета, их показания в ресурсоснабжающие организации никто не передает.
– Насколько стоимость отопления по показаниям ОПУ была бы для жителей города ниже оплаты по нормативу?
– Размер платы за отопление зависит от количества потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, а оно – от большого количества различных факторов. Среди них – температура наружного воздуха, уровень благоустройства многоквартирных домов, состояние кровли, площадь остекления, материал стен, этажность и другие. В зависимости от сочетания этих факторов фактическое количество потреб-ленной в многоквартирном доме тепловой энергии за отопительный период может оказаться как ниже, так и выше нормативного. Принудительная установка приборов учета тепловой энергии призвана не только и не столько снизить размер платы за отопление для всех собственников помещений в многоквартирных домах, сколько повысить прозрачность расчетов за коммунальную услугу по отоплению (оплата по факту потребления), а также заинтересованность собственников в экономии потребляемых коммунальных ресурсов, повышении энергетической эффективности своих многоквартирных домов.
– Почему ресурсники, поставляющие тепловую энергию в дома Дзержинска, перейдя с 1 января 2015 г. на новый способ взимания платы за отопление с населения по 1/8, ссылаются на Постановление правительства Нижегородской области № 908, распространяющееся исключительно на дома, где не установлены общедомовые приборы учета теплоэнергии? В Дзержинске в большинстве домов такие приборы стоят, жители их оплачивают, а квитанции с оплатой по новой схеме получили именно они.
– Постановлением правительства Нижегородской области № 908 от 19.12.2014 г. утверждены новые нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, оплата коммунальной услуги в соответствии с которыми должна производиться только в течение 8 месяцев в году. По умолчанию эти нормативы распространяются на всех потребителей коммунальной услуги по отоплению, но правительство Нижегородской области, воспользовавшись данным ему федеральным законодательством правом, сделало исключение для собственников, не оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, – собственники таких помещений в 2015 г. продолжают оплачивать коммунальную услугу по отоплению ежемесячно равными платежами.
– Есть ли в Дзержинске дома, где ОПУ теплоэнергии введены в эксплуатацию? Когда и кто принял оборудование в работу?
– Да, есть. Общедомовые приборы учета тепловой энергии установлены и эксплуатируются в большинстве многоквартирных домов с формой управления «товарищество собственников жилья», а также в некоторых других многоквартирных домах.
В подавляющем большинстве случаев ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета со стороны потребителей производится ТСЖ, управляющими и обслуживающими многоквартирные дома организациями. В качестве положительного примера здесь также хотелось бы отметить дом по адресу: пр. Ленина, 26, собственники помещений в котором, не дождавшись действий со стороны управляющей компании, сами обратились в ресурсоснабжающую организацию с просьбой ввести ОПУ в эксплуатацию и передали в ОАО «Волжская ТГК» его показания. В платежных документах за январь 2015 г. получили размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный по показаниям общедомового прибора учета.
– Почему в квитанции за отопление по новой схеме многие дзержинцы не увидели сумм ЕДК по этой услуге?
– В результате технического сбоя у потребителей, оплативших декабрьскую квитанцию в декабре 2014 г., в платежных документах за январь 2015 г. отсутствовали суммы ЕДК. У остальных потребителей начисления по ЕДК были отражены в январской квитанции корректно. При этом необходимо отметить, что технический сбой не повлиял на выплаты ЕДК, которые были осуществлены в обычном порядке.
Елена Родионова