На этой неделе свой полувековой юбилей отмечает главное культурное учреждение Дзержинска – Дворец культуры химиков. Величественное сооружение в центре нашего города было и остается главным генератором культурной жизни дзержинцев.
В каждом городе есть здание, без которого трудно представить его облик. В Дзержинске к таким запоминающимся, архитектурно уникальным сооружениям относится стоящий в центре города Дворец культуры химиков.
Невозможно вообразить, что полвека назад на месте дворца высился огромный песчаный холм, и это был край города. Там, где сейчас красуется круглый скверик, усаженный голубыми елями, стояло двухэтажное пожарное депо, аккурат напротив ворот городского парка культуры и отдыха. И у молодежи, которая любила гулять в этих местах, была присказка: «Пройтись от арки до пожарки».
Идея создания культурного центра в нашем городе возникла почти сразу после его образования. В далеком 1938 году советское правительство даже выделило молодому Дзержинску 6 миллионов рублей на строительство крупного учреждения культуры, которое бы стало центром научно-технического прогресса и научного творчества. Но время спутало планы, началась война, и о строительстве пришлось на время забыть. Прошло еще 20 лет, прежде чем на песчаном пустыре началось возведение будущего ДКХ.
22 августа 1955 года за пожарным депо, возле трамвайного кольца, на песчаной горке закипела работа. Заказчиком строительства был «Заводстрой» (ныне ОАО «Капролактам»), подрядчиком – строительно-монтажный трест №4 «Дзержинский».
Строительство здания такого типа велось в Дзержинске впервые. За основу взяли проект нижнетагильского Дворца металлургов, построенного в 1952 году. Автором проекта стал архитектор Владимир Емельянов. Казалось бы, ДК металлургов и ДК химиков – дворцы-побратимы, построенные в одно десятилетие, но близнецами их назвать нельзя. Наш дворец возводился уже после выхода постановления правительства, в котором был четко прописан запрет на строительство зданий с архитектурными излишествами, поэтому внешне облик ДКХ лишен помпезности и более строг.
В те годы во главу архитектурных ансамблей ставились здания советской власти – партийные и административные учреждения. Дзержинск стал одним из немногих городов, где в центре архитектурной композиции оказалось учреждение культуры. Дворец стал основой композиции, градообразующим центром города. Так в жизнь воплотилась идея известного писателя Максима Горького, что главными в городах должны быть учреждения культуры. В то время это было очень смелое решение.
Несмотря на то, что над строительством ДКХ трудились первоклассные каменщики, такие как прославленная бригада Дмитрия Ретюнских из СУ №2, ошибок в возведении здания со сложными художественными формами избежать не удалось. Владимир Воронков, ставший в 1958 году главным архитектором Дзержинска, отмечал, что многое пришлось переделать на ходу по мере строительства ДКХ.
В 1956 году работы по кирпичной кладке были завершены. В короткий срок огромное здание общей площадью 10 тысяч квадратных метров было приведено в надлежащий вид. Второй по величине дворец в Нижегородской области был приведен в надлежащий вид. Монументально-художественное оформление осуществлял Григорий Опрышко…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 23 апреля 2009 года)
Елена Головина