Дзержинское время

Лишнего не отдадим!
О том, что коммерческие структуры претендуют на земельные участки в Дзержинске для добычи песка, стало известно 16 марта на общественных слушаниях по проекту изменений в Генплан развития города. О предоставлении участков ходатайствовали коммерсанты и министерство экологии и природных ресурсов области. Вот только точное количество участков, которые пытаются «забрать» у Дзержинска для организации карьеров по лицензионной добыче песка, не смог назвать даже глава администрации Дзержинска Геннадий Виноградов. «То ли 18, то ли 28», – сообщил на память сити-менеджер. Более полную информацию о точном количестве и месторасположении запрашиваемых земельных участков глава администрации, по традиции, посоветовал нам получить, обратившись с отдельным письменным запросом.
Между прочим, глава администрации на этот раз проявил солидарность с рядовыми дзержинцами, которые высказались на общественных слушаниях против предоставления земельных участков для недропользования в больших количествах. «С некоторыми, которым не можем отказать (запросами на предоставление участков. – Прим. ред.), мы соглашаемся, – объяснял Виноградов. – Но не хотим превращать нашу территорию в сплошные ямы и карьеры. Тем более, бюджет города от этого практически ничего не получает. Поэтому будем бороться…»
Геннадий Виноградов понимает подоплеку в желаниях бизнеса «освоить» дзержинские земли, которые выгодны с точки зрения доступности добычи песка и близости к областному центру, но не разделяет таких желаний. «Мы не будем соглашаться с тем, чтобы из городского округа сделали полигон по добыче песка», – считает Виноградов. Большинству просителей, заверил Виноградов, откажут на резонных основаниях. Например, часть заявителей попросили участки на уже сформированных инвестиционных площадках. «Инвестор подал заявку на разработку карьера, но он даже не уточнял, занята эта площадка или нет, главное – подать заявку», – заключил Виноградов.
Однако с некоторыми запросами по земельным участкам администрация Дзержинска будет вынуждена согласиться. Речь, например, идет о выделении земли для добычи песка под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Наступит хаос?
Стоит сказать, что сегодня, по официальным данным, в Дзержинске есть только один карьер, владельцы которого имеют лицензию на добычу песка. Площадка принадлежит силикатному заводу. Остановится ли бесконтрольная добыча песка на территории городского округа с увеличением количества официальных карьеров? А может, наоборот, раздача земли приведет к еще большему хаосу – в караванах большегрузов с песком будет сложно разобрать, какой добыт легальным образом, а какой сворован?
«Есть и такие опасения, – заметил Геннадий Виноградов, ссылаясь на качество работы правоохранительных органов. – Не секрет, что 90% всего песка вывозится по трассе М-7, на которой достаточно постов. Если вы проедете с какими-то нарушениями, по крайней мере, вас камера сфотографирует и штраф вам пришлет. Только не понятно, как так у нас до сих пор столько песка вывозилось по трассе, и все грузовики проезжали не только камеры, но еще и стационарные посты ГИБДД?»
О качестве работы своей администрации в сфере противодействия добычи песка господин Виноградов отзывается совершенно иначе, разумеется, в положительную сторону. «Конечно, были и ночные рейды, и дежурства, и все прочее», – отрапортовал сити-менеджер. На вопрос нашего корреспондента о технических мероприятиях, например, заграждение доступа тяжелой техники на муниципальные земли с помощью шлагбаумов и железобетонных блоков, Виноградов сослался на бесполезность сего занятия: «Никогда все въезды в лес не закроешь шлагбаумами и даже железобетонными блоками». Но нам показалось, что тем самым он просто оправдывал отсутствие бюджетных средств на внедрение технических средств противодействия нелегальной добыче.
Убрать шлагбаум лицензии
Руководитель регионального отделения общероссийского союза «За химическую безопасность» Дмитрий Левашов, напротив, считает, что расширение списка предприятий, которые будут иметь лицензию на добычу полезных ископаемых, приведет к уменьшению масштабов нелегальной разработки недр. «Возникнет конкуренция, – объясняет Дмитрий Николаевич. – Предприятия, которые будут иметь лицензию на добычу недр, окажутся в заранее проигрышных условиях по сравнению с теми, кто добывает песок самовольно. Одни работают в рамках законодательства – покупают лицензию на недропользование, платят налоги, другие работают, не обременяя себя лишними платежами. Понятно, что маржа тех, кто работает вне закона, выше, чем у тех, кто работает по правилам. По этим причинам у последних появляется заинтересованность в том, чтобы убрать с рынка недобросовестных игроков. А чем больше заинтересованных сторон в прекращении нелегальных разработок недр, тем эффективней результаты борьбы.»
В качестве аналогии Дмитрий Левашов привел нашумевшую историю с дзержинским заводом «Астат», который производил фенолформальдегидные смолы и складировал отходы в нарушение технологии и норм безопасности. Деятельность предприятия по требованию прокуратуры приостановили. От этого выиграла не только экология, но, как полагали эксперты, и прямой конкурент «Астата» – завод имени Свердлова. По крайней мере, представители оборонного предприятия, заседающие в Гордуме, принимали самое активное участие в разоблачении предполагаемого загрязнителя окружающей среды.
«Разом сформировать цивилизованный рынок по добыче строительных песков на территории Дзержинска, увы, не получится, – считает Дмитрий Левашов. – С предоставлением земельных участков под организацию карь-еров нужно одновременно усиливать контроль за нелегальной добычей песка. Администрации бы раньше забить тревогу, еще лет пять назад выйти на тропу войны с черными недропользователями. Тогда бы удалось сохранить десятки, если не сотни гектаров муниципальных земель, которые сейчас превратились в огромные воронки и обводненные карьеры. А сейчас, когда система добычи недр начинает приходить в цивилизованное русло, препятствовать этому по меньшей мере неправильно.»
Вадим Щуренков