декабря
Войти через соц. сети:
Культура
ЖКХ
Спорт
Происшествия

Краеведение

Зодчие старого города

Дорогой читатель!
Хочешь быть в курсе всех последних событий
твоего любимого города? Тогда подписывайся на "Дзержинское Время" МЫ ДОСТУПНЫ НЕ ТОЛЬКО НА ПОЧТЕ

Выбери любимую социальную сеть:
контакте Facebook twitterYouTube

и будь в курсе последних событий города Дзержинска!
Стремительный рост Дзержинска в 50-х годах справедливо связывают с реализацией третьего генерального проекта планировки и застройки Дзержинска 1953 года. Он был разработан творческой мастерской московского института «Гипрогор» под руководством архитектора Л.А. Салищева при непосредственном участии главного архитектора Дзержинска А.Ф. Кусакина.

 

Алексей Кусакин


После окончания Великой Отечественной войны Дзержинск «приходил в себя», прихорашивался, расширялся. По проектам Кусакина возвели рос-кошные по тому времени здания: профилакторий на поселке завода имени Свердлова, театр в городском парке, входную арку в парк культуры и отдыха. Строительство и благоустройство контролировала архитектурно-проектная мастерская, созданная в 1946 году в составе управления главного архитектора. С 1946-го по 1951 год ее возглавлял главный архитектор А. Кусакин, затем - инженер Ю. Чурин, позже - инженер В. Мустафин.

Алексей Федорович Кусакин объединил вокруг себя талантливых архитекторов, инженеров, проектировщиков, строителей. Мастерская разрабатывала проектную документацию на жилые дома в кварталах. В ее коллективе трудились горьковские архитекторы Владимир Орельский, Виктор Кондратович, техники-геодезисты В. Орехов, В. Сычев, Ю. Чурин, В. Фоминский и другие.

14 мая 1951 года на основе архитектурной мас-терской в составе Управления главного архитектора Дзержинского исполкома городского Совета была организована Дзержинская контора «Горпроект». Под руководством инженера Маргариты Калашниковой здесь работали архитекторы Александр Приббе, Лариса Приббе, а также инженеры Д. Абелишин, Н. Молев, И. Зайцев, А. Селин, С. Кузнецов, В. Панова и другие. Они, подобно скульпторам, всеми силами пытались вдохнуть душу в серые типовые проекты, приукрасить серую будничность однообразных городских улиц. При этом приходилось «наступать на горло собственной песне»: укладываться в строгие нормы соответствия с генеральной схемой планировки Дзержинска, а также проекта детальной планировки центральной части, разработанные еще в 1939 году в московской архитектурно-планировочной мастерской № 1 НККХ РСФСР. Документ предписывал строить город только по типовым проектам, за исключением участков со сложной конфигурацией рельефа, но и там были ограничения - разрешалось применять типовые проекты с измененным фасадом, но с обязательными типовыми секциями и ограничением этажности.

Дзержинские архитекторы на месте будущей застройки выполняли привязку отобранных проектов к конкретной местности, им дозволялось переработать фасады зданий. В этом случае проект приобретал статус «индивидуально-типового» с применением типовых секций. Но уже со второй половины 1956 года инспекция ГАСК (государственного архитектурно-строительного контроля) прекратила выдавать согласие на возведение жилых домов, школ, больниц по индивидуально-типовым проектам. Лишь настойчивость архитектора Кусакина помогла исполкому Дзержинского городского Совета принять решение и обязать инспекцию разрешить строительство в Дзержинске по измененным типовым проектам с приданием им статуса «индивидуально-типового». В том году из 83 объектов застройка 66-ти велась по типовым проектам, отобранным по рекомендации управления главного архитектора, утвержденным экспертной комиссией. Другие возводились по индивидуально-типовым без авторского надзора.

Несмотря на хитросплетения строительных норм и строгость правил, наш город получил от творческого содружества талантливых архитекторов под руководством А.Ф. Кусакина красивые жилые дома, здания общественного назначения, комплексы и ансамбли, составившие гордость и славу архитектурного облика Дзержинска 50-х годов. Застройка центрального проспекта Ленина, смежных с ней улиц и кварталов, площади Дзержинского, начавшаяся с 1946 года, шла полным ходом. Эта территория представляла сложный многоугольник и доставила проектировщикам немало хлопот: здесь нельзя было механически использовать типовые проекты. Этим воспользовался Кусакин. В своих проектах зодчий успешно решил задачу: выигрышно оформил центр города, придав главным сооружениям вид грандиозного поступательного развития, движения вперед, в светлое будущее.

В реальности выполнить запланированное оказалось невероятно трудно. Архитектора одолевали сомнения, и порой ему казалось, что строительство получается слишком дорогим, грандиозным. Вряд ли власти согласятся выделить средства на воплощение его замыслов. А может, все урезать, делать просто и незатейливо!? Но главным вопросом оставался творческий: на что ориентироваться, что брать за образец в строительстве соцгорода?
 
Архитектор пристально вглядывался в фотографии величественных сооружений мира, не утративших красоты и значимости, несмотря на прошедшие тысячелетия. Он изучал новые тенденции в застройке Москвы, не раз бывал в Ленинграде, чтобы на месте проникнуться духом линий Росси, величием зданий Растрелли, Баженова. Три главных составляющих современного строительства ему были ясны: красота, дешевизна, прочность. «И не стоит при этом отказываться от классических образцов, соблюдая чувство меры, чувство новизны», - размышлял архитектор.

И ему это удалось. С высоты нашего времени лучшие образцы застройки Дзержинска можно по праву отнести к разряду выдающихся творений.
 
Многоэтажные здания с курдонером в стиле сталинского ампира на проспекте Чкалова образовали своеобразный архитектурный ансамбль, организующим началом которого является здание жилого дома № 12/14 с башней, завершенной шпилем. Типовой проект дома со шпилем разработали в мастерской Государственного проектно-конструкторского института авиационной промышленности, Кусакин филигранно «привязал» проект к местности, сделав его акцентом ансамбля жилых домов с курдонером по проспекту Чкалова. Близнецы дома со шпилем появлялись тогда во многих городах страны. Однако дзержинский, благодаря таланту зодчего, имеет свое собственное «лицо». Как и ансамбль жилой застройки по ул. Клюквина.

И другие мастера


Яркий след оставил у нас архитектор Государственной архитектурно-проектной мастерской № 1 Москвы Александр Федорович Хряков. В Дзержинске по его проекту в соавторстве с А. Кусакиным и Д. Симоновым был возведен интереснейший в архитектурном плане ансамбль из шести жилых домов с курдонером (№ 25, 27, 29, 33, 35, 37) на проспекте им. Свердлова, ныне - проспект Ленина.

Над обликом Дзержинска в содружестве с главным архитектором города трудилось немало талантливых зодчих, инженеров-специалистов, вдохнувших душу в облик молодого города. Объекты, созданные ими, явили яркие примеры оригинальной архитектуры. По проекту Михаила Павловича Рождественско-го, зодчего архитектурно-проектной мастерской Горьковского института «Горьковгражданпроект», возводились жилые дома в пер. Жуковского (д. № 3), на проспекте Ленина (д. № 85) и другие. В содружестве с А.Ф. Кусакиным архитектор М.П. Рождественский, иженер  В. Кондратович создали уникальный архитектурный ансамбль, включающий ряд значительных строений: здание центрального универмага (ныне пл. Дзержинского, д. № 3), два жилых дома, расположенных по улице Кирова (д. № 2), по проспекту Чкалова (д. № 1).

Уникален архитектурный ансамбль в едином неоклассическом стиле (архитектор А.Ф. Кусакин, инженер Ю. Чурин) с главным фасадом здания - рестораном «Ока» (1955 г.), выходящим на площадь Дзержинского. Этот, пожалуй, один из самых грандиозных и оригинальных по архитектуре комплекс, раскинувшийся на площади в 29 тысяч кв. м, рождался постепенно. Единым дворовым пространством он объединил три жилых дома в 296 квартир: дом № 1 по проспекту Дзержинского, № 2 по проспекту Чкалова с фасадом бывшего помещения Дома пионеров на первом этаже, жилой дом по улице Гагарина.

Прогуливаясь по проспекту Ленина (ранее пр. Свердлова), невозможно не обратить внимание на величественный Дворец культуры химиков - творение архитектора института «Свердловскгражданпроект» Владимира Владимировича Емельянова, здание Дзержинского технического колледжа (дом № 53), в прошлом - химико-механического техникума 1953 года постройки. Автор проекта грандиозного сооружения Феодосий Сергеевич Фиолетов. Здание колледжа органично вписано в единый ансамбль авторским проектом, разработанным архитектором А.Ф. Кусакиным (инженеры Ю. Чурин, А. Каламин), с жилыми домами № 51, 55.

Проходят годы, но рукотворная красота 50-х годов, застывшая в камне, с годами становится еще привлекательнее.


Станислав Шальнов, краевед
 
На фото:
Дом со шпилем
Пл. Дзержинского сегодня. Архитектор А.Ф. Кусакин
Вид с пр. Ленина на ул. Суворова. 1955 г.
Бывший ресторан «Ока»
К проектному заданию химико-механического техникума
в г. Березняки. Проектная организация «Гипрокислород». Архитектор Ф.С. Фиолетов. 1946 г.

6 18716.04.2015

Нам интересно Ваше мнение:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность участвовать в дискуссиях на нашем сайте.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Коротко
Новости партнеров
События
Интервью
Теплый дом
Город
Политика
Экономика
Общество
Эконом-инфо