«Эта беда – война – свалилась на нашу семью неожиданно.

В 41-м году я, моя мама, три брата и две сестры (папа умер еще в 38-м году) жили в деревне Красные Кузнецы Калининской области. Два старших брата, Николай и Алексей, ушли на фронт и погибли. Маме, на руках у которой остались четверо детей (младшей сестренке тогда было всего пять лет), приходилось туго, хотя мы и помогали, как могли.

И тут судьба подарила нам неожиданную поддержку, которую я никогда не забуду. Рядом с нашей деревней в первые месяцы войны расположилась тренировочная база летчиков Красной Армии. И сначала это была целая трагедия для нас. Дело в том, что под полевой аэродром решено было использовать самые лучшие поля нашего колхоза, на которых уже начала колоситься озимая рожь. Когда ее, незрелую, косили и уплотняли катками под будущий аэродром, колхозники, которые своими руками возделывали эту землю, плакали навзрыд. Но делать было нечего – молодым пилотам надо было тренироваться.

А потом мы, наоборот, долго благодарили судьбу за такое соседство. И вот почему. В нашем доме поселились три молодых летчика. Я до сих пор помню их имена – Виктор Колядин, Виктор Добринский и Евгений Устинов. Эти молодые ребята тогда стали для нас старшими братьями, опорой и надеждой. Несмотря на тяжелые тренировки, они всегда находили время помочь нам по хозяйству. Однажды по весне нам нужно было сажать картошку. Мама тогда совсем загрустила: поле большое, картошки надо много, а лошадей нет – всех забрали на фронт. И тогда наши летчики впряглись в плуг вместо лошади и вспахали весь огород. Вот такие были богатыри.

А еще заготавливали дрова на зиму, носили воду, ходили на рыбалку и весь улов – нам, ребятишкам. Даже научили меня играть в шахматы. И всегда у этих парней была уверенность, которой они заражали и нас, – Победа будет за нами!

Примерно спустя год тренировки летчиков закончились. В один день их самолеты поднялись в воздух, сделали прощальный круг над деревней и улетели на фронт. Что стало там с ними, вернулись ли они с войны – я не знаю. Но имена тех ребят всегда вспоминаю с теплом и бесконечной благодарностью.

Последующие годы войны я вспоминаю как постоянную борьбу с голодом, который преследовал нас, и тяжелую работу, которую приходилось выполнять женщинам и детям. Все, что выращивалось на колхозных полях, отправляли на фронт. Сами выживали за счет своих огородов. Работали на них летом от рассвета до заката, но пропитания все равно хватало только месяцев на пять-шесть, а потом голодали. Я в это время постоянно питался «подножным кормом» – вырывал в мороженой земле остатки картофеля, ел луговой лук, пастушки и борщевник. Вместо лошадей обучали быков, седлали их, возили грузы. И это порой было очень опасно. Помню однажды мы, мальчишки, оседлали быка, а он понес и провалился в реку под лед. А ведь бык – собственность колхоза, каждый на счету. Помочь было некому, мужиков в деревне нет. Вытащили сами, а он уже совсем закоченел, но еще живой. Изо всех сил растирали его своими ручонками, отогревали, как могли, и…спасли. Вот была радость.

И все годы войны мы жили в прифронтовой зоне. А это значит – постоянные бомбежки, обстрелы, провокационные листовки с текстами типа: «Русские дамочки, не ройте свои ямочки (окопы), придут наши танки и уничтожат эти ямочки».

Дети войны, сколько пришлось вам пережить, сколько выстрадать. Дай Бог, чтобы никогда это не повторилось!
 
Владимир Федорович Суворов, 85 лет, труженик тыла»
На фото: Володя Суворов сразу после войны
 
Мы напоминаем, что проект «Семейные легенды» продолжается. Все истории, присланные нашими читателями, увидят свет в ближайших номерах «ДВ». И мы ждем новые рассказы. Их можно присылать на электронную почту dv@dzer.ru или приносить в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А, 2 этаж.