«К июню 1941 года мой дедушка Дмитрий Андреевич Жутов в свои 37 лет был уже ветераном двух войн, многодетным отцом, мучился от тяжелого заболевания ног. Семья в то время жила в селе Титово. Бабушка, Татьяна Семеновна, успевала работать в колхозе и растить шестерых детей. Дед, вернувшись после Зимней войны (русско-финской), стал работать заведующим молочно-товарной фермой колхоза.

В конце июля 1941-го на сборный пункт Дугнинского РВК, теперь уже Калужской области, дед привел по мобилизации из своего села обоз лошадей с подводами для нужд Красной Армии. Дома он пообещал, что скоро вернется и что его – ветерана двух войн – не должны призвать в армию, во всяком случае сейчас, из-за больных ног. Но ему даже не удалось попрощаться с семьей – красноармеец Жутов в тот же день был мобилизован на фронт и назначен на должность стрелка дивизии, которая дислоцировалась в Пскове.

Вернуться домой ему было не суждено. Уже  18 ноября 1941 года в бою с немецко-фашистскими захватчиками у деревни Крутики Лычковского района Ленинградской области (ныне Демянского района Новгородской области), верный присяге и воинскому долгу, Дмитрий Андреевич Жутов погиб.

В село пришла похоронка, в которой было указано, что боец «пропал без вести» (хотя в именном списке о безвозвратных потерях 529 сп от 11.12.1941 года записано: «…убит в бою 18.11.41 г.»). Поэтому его жена все же надеялась на чудо, ведь пропал – не погиб. Надежда развеялась после войны, когда в село приехал чудом уцелевший в том бою сослуживец деда. Он-то и рассказал о том, как в ожесточенном бою погиб его друг Дмитрий Жутов, о последних часах и минутах того тяжелого боя, оставившего после себя одно «перепаханное» взрывами поле.

Официально место гибели и перезахоронения, а также боевой путь красноармейца Жутова стали известны лишь спустя 60 лет после Победы – в октябре 2005 года после снятия грифа «Секретно» с архивных документов Центрального архива Министерства Обороны РФ. В 2006 году в Новгородскую область на место захоронения бойцов 529 стрелкового полка, в котором служил мой дед, ездили его дочь Мария Артамонова и внучка. Привезли горсть земли с могилы мужа на могилу его жены – Татьяны Жутовой.

Но это было спустя 60 лет после войны. А в 1941-м, когда огромная семья осталась без кормильца и без надежды на его возвращение, им предстояло пережить еще много страшных бед: гибель от болезней и истощения нескольких детей, захват села фашистами, голод. Моя бабушка Татьяна Семеновна однажды от бессилия и злости на захватчиков, которые отбирали у оголодавших детей все более или менее хорошие продукты, сняла с фашистской винтовки штык и спрятала его в сенях под бочкой с золой. Этот штык фашисты долго искали, но так и не нашли.

Село Титово – это и моя малая родина. Все школьные летние каникулы я проводил с бабушкой Таней. Иногда она рассказывала мне о своей жизни и жизни родителей, начиная с царских времен, о революции и коллективизации, затем об ужасах войны, о послевоенных тяжелых годах. А я буду рад, если память о них сохранится на газетных страницах.

Александр Николаевич Артамонов,
гвардии майор запаса, ветеран боевых действий в Афганистане»
 
Свои воспоминания о родных и близких – ветеранах войны, тружениках тыла – вы можете присылать на эл. адрес: dv@dzer.ru или принести в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А.