Великая Отечественная война – это не только история героизма русских солдат, но и миллионы трагических судеб простых мирных жителей: детей, стариков и тех, кто, рискуя собственной жизнью, их спасал. История, которую мы хотим представить вам сегодня, поражает тем, что в годы войны она не вызвала бы удивления – таких историй были сотни, тысячи. А ведь рассказывает она о жизни маленькой беззащитной девочки и Матери с большой буквы.
14 июня за неделю до начала войны родители отправили 11-летнюю Иду Гуменник вместе с сестрой матери из Ленинграда к родственникам в Белоруссию, в деревню под Могилев отдыхать.
Уже 26 июля Могилев был оккупирован немцами, эвакуировать девочек родственники, у которых они жили, не успели. Фашисты с евреями не церемонились. Однажды всех евреев, которые жили в большом колхозе, собрали в кучу и увели куда-то. Позже стало известно, что их расстреляли. Ида тогда чудом выжила – ей удалось спрятаться.
Вечером насмерть перепуганная девочка постучалась к соседке и день скрывалась у нее. Потом решила возвращаться к родителям в Ленинград, а по дороге зайти к подруге маминой сестры, о которой она раньше рассказывала, – Соне Реутович. Та жила в городе Дубровно. Шла Ида долго. Иногда добрые люди подвозили на телегах, а иные прогоняли, боясь связываться с еврейкой. Так же и с ночлегом: были ночи, когда незнакомые люди пускали в хату и кормили уставшую девочку, но часто приходилось спать в сараях или в поле в стогах сена.
Добралась до Дубровно. А что делать дальше? Ни адреса Реутовичей, ни других сведений о ней Ида не знала. Но помог счастливый случай – первая же встретившаяся на улице девушка указала на их дом, стоявший неподалеку на горе. «Наверное, это была судьба, – напишет потом уже взрослая Ида в письме сотрудникам израильского музея Яд Вашем.
Соня (или Сусанна) была одной из пятерых детей Ефимии Лукиничны Реутович. Четверо были от первого брака, а пятый сын – от второго, со Степаном Реутовичем. В семье на тот момент жили только трое детей. Двое были уже взрослыми. Старший сын Вячеслав воевал и погиб на фронте в 1943 году (он был командиром роты стрелкового полка), а второй – Александр – находился в Ленинграде, где учился в ремесленном училище. Еще трое – Соня, Сергей и Женя – жили с родителями.
Ефимия Лукинична приняла девочку очень тепло. Оставила на неделю отдохнуть – она была очень истощена. А когда через неделю та собралась идти дальше, тетя Ефимия сказала: «Куда же ты пойдешь? Оставайся у нас. Спасу тебя – Бог убережет моего Шурочку в Ленинграде». (И действительно, Бог уберег сына Ефимии Реутович от смерти. Он выжил в условиях страшной голодной блокады и после войны вернулся к родителям в Дубровно.)
Два года жила Ида в доме Реутовичей под чужой фамилией и именем. Она его еще по дороге сюда придумала – Лида Чистякова. Когда были немецкие рейды, девочку прятали в сарае, в бане. А однажды кто-то из соседей донес в полицию, что Реутовичи прячут у себя еврейку. Жизнь всей семьи висела на волоске. Бог и тут помог. Тетя Фима смогла убедить полицейских, что девочка – ее племянница из Ленинграда, все ее родные погибли от бомбежки и идти ребенку некуда.
Так и жила Лида-Ида у Реутовичей до 1944 года.
Но это были еще не все испытания, которые достались на ее долю. Еще раз она спаслась от верной смерти. Когда немцы начали отступать из Дубровно, они «прихватили» с собой «живой щит» из местных жителей, которые попались им под руку. Среди них была и Ида. Вскоре фашисты поняли, что эта «защита» им не поможет. Решили, как неоднократно делали, согнать ни в чем не повинных людей в сарай и сжечь. Вместе с Идой была соседка и ее дочка, ровесница Иды.
Женщина уговорила девочку бежать, как только их начнут сгонять в сарай. Что они и сделали. Побежали, в спину им гремели выстрелы. Добежали до леса. Ида оглянулась – соседка с дочкой лежали на земле мертвые… Она снова осталась одна…
Гораздо позже она рассказала родным, что совсем не помнит, сколько ползла, как добралась до наших… Помнит только слова подобравших ее солдат: «Выплюнь землю, выплюнь!». Видимо, она так боялась поднять голову, что ползла и ртом захватывала землю…
Вскоре за ней приехала тетя (сестра матери) и забрала племянницу в Раменское, в Подмосковье. Только тогда она узнала, что мама с сестрой выжили – успели эвакуироваться из Ленинграда в Новосибирск, отец был на фронте. Он вернулся живым с этой страшной войны в победном 45-м году. В 1947 году Ида с папой поехали в Дубровно. Отец мечтал поблагодарить спасителей дочки лично.
С тех пор связь между двумя семьями не прерывалась.
Юлия Коровико»
От редакции. Добавим, что сама автор этой статья, будучи замужем за Евгением Коровико (это внук сына Ефимии Реутович – Сергея), настолько впечатлилась семейной историей и историей Великой Отечественной войны, что вот уже год вплотную занимается историей Холокоста, стала специалистом в этом вопросе, участвует в международных симпозиумах и конференциях.
На фото: Ефимия Реутович со своим первым мужем Сергеем Коровико
Свои воспоминания о родных и близких – ветеранах войны, тружениках тыла – вы можете присылать на эл. адрес: dv@dzer.ru или принести в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А.