Не часто в нашу редакцию приходят люди, чтобы поделиться радостью. Все больше обращаются за помощью и советом. Признаться, увидев мужчину пенсионного возраста в кабинете редактора, из груди чуть не вырвалось: «Поможем! Отстоим!». Но взглянув в глаза посетителя, осеклась. Упрямый и цепкий взгляд выдал целеустремленную, одержимую натуру. Обладателем такого взгляда может быть только ученый или научный сотрудник какого-нибудь исследовательского института. Почти угадала. «Знакомьтесь, дзержинский изобретатель Владимир Васильевич Ликсудеев, который придумал крыло для самолетов нового поколения», – представил мне гостя главный редактор.
Владимир Васильевич оказался приятным собеседником, найти с ним общий язык не помешали даже мои скудные знания в области авиастроения. Как человек, глубоко преданный своему делу, Владимир Васильевич опережая вопросы, взахлеб рассказывал о самолетах и собственных разработках. Всего на его имя зарегистрировано четыре патента в области самолетостроения. На вопрос, почему он выбрал именно эту сферу, изобретатель заверил, что не боится сложных задач, а авиастроение занимает второе место по сложности разработок, уступая лишь ракетостроению. И вообще, он с юности интересовался самолетами. Будучи молодым человеком, после окончания инженерно-строительного института он не раз пытался заняться научными разработками в этой области, но природная скромность помешала его планам. «В то время блистали очень известные изобретатели, конкурировать с ними я не посмел, – рассказывает Владимир Ликсудеев. – пришлось стать строителем. В 60-х годах возводил дома, школы. Затем вырос до начальника участка». С его участием возводились «Три богатыря», школа №14.
С выходом на пенсию желание творить в области самолетостроения не иссякло, даже наоборот появились новые разработки, усовершенствовались старые. Идею творить в этой области поддержали и родственники – жена и дети. «Супруга моя, конечно, сердится иногда, что больше времени уделяю не домашнему хозяйству, а своим изобретениям, но с пониманием относится к моей деятельности», – говорит Ликсудеев.
Главным своим достижением Владимир Васильевич считает крыло «лотковой формы», над разработкой которого он трудился около четырех лет. Как выяснилось, все современные летательные аппараты имеют крылья, состоящие из внутреннего несущего каркаса, верхней и нижней обшивок, а их профиль имеет каплевидную форму. К недостаткам такого крыла можно отнести сравнительно небольшую подъемную силу. Изобретение Владимира Ликсудеева в полтора раза эффективнее своего аналога за счет уникальной формы в виде лотка, который плавно сужается от носа самолета к хвосту. При взлете самолета крыло такой конструкции образует высокую подъемную силу. Внутри лотка создается разряжение, а снизу – дополнительная подъемная сила.
Эффективность своих расчетов изобретатель доказал в импровизированной мастерской, которая оборудована прямо в подвале дома, где живет сам изобретатель. Несмотря на сырость, внешне она выглядит очень уютно. Стол, кресла и даже посуда – в общем, все самое необходимое для плодотворной работы имеется. Ведь «творить» дзержинскому изобретателю приходится сутки напролет.
Возле святая святых мастерской, рабочего стола, изобретатель демонстрирует установку, сооруженную для опытных экспериментов. На обычном письменном столе установлены тески, зажимающие площадку, на которой стоит пропеллер с четырьмя лотками. При подключении установки в розетку пропеллер поднимает подвязанную к нему бутылку весом сначала 2 килограмма, затем 4 килограмма. «Вуаля! – восклицает автор изобретения, – вот доказательство того, что мое крыло намного эффективнее нынешних». Затем достает из кармана крохотный макетик самолета. «За счет исключения хвостовой части фюзеляжа и применения моего крыла уменьшается масса летательного аппарата, а также лобовое сопротивление, повышается аэродинамическое качество самолета», – поясняет Владимир Васильевич…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 25 июня 2009 года)
Елена Головина