«Меня зовут Анна Михайловна Костомарова, мне сейчас 96 лет.
Мой муж и единственный любимый мужчина Алексей Иванович умер почти 60 лет назад, но я до сих пор помню день нашего знакомства и свадьбу в 1944 году, как будто все это было вчера. И до сих пор я не могу без слез говорить о нем, моем Алеше, ветеране войны, той войны, которая и погубила его здоровье и заставила его так рано уйти из жизни.
Мы познакомились на танцах во время войны, в 44-м году. Я тогда вместе с сестрой жила в поселке Ворошиловском под Дзержинском, а Алексей (он был командиром минометной батареи) приехал вместе с другими бойцами на реабилитацию и отдых после ранения на фронте. Танцы проходили в старом бараке на окраине поселка. Одна тусклая лампочка под потолком, да гармошка – вот и вся наша радость. Он подошел ко мне, познакомился и в первый же вечер пошел провожать домой. Я, как скромная девушка, настоящего имени своего сразу не сказала, назвалась Валентиной, а он представился Дмитрием. Мы встречались две недели, пока не пришло время его части отправляться опять на войну. И вот накануне отъезда Алексей (вернее, я думала тогда Дмитрий) предлагает мне выйти за него замуж: «Куда нас отправят – неизвестно, если бы ты только согласилась, я делаю тебе предложение». И я согласилась и только тогда призналась, что мое настоящее имя – Аня, а он наконец рассказал, что зовут его Алексеем. В этот же день нас зарегистрировали, и мы «широко» отметили свадьбу: купили на базаре буханку хлеба, бутылку самогонки и пошли в гости к моей подруге, у которой была картошка. Вот и весь праздник. А уже на следующее утро я собралась в путь вместе с молодым мужем. С собой у меня был маленький чемоданчик с какой-то одежонкой и сковородка. Мы ехали в поезде восемь суток и прибыли в только что освобожденный поселок в Сумской области Украины. Наша часть поселилась в казарме без окон и дверей – все разбито, разорено. Мой муж с бойцами своей части, кажется, охраняли в этом месте какой-то военный завод. Мы прожили здесь до конца 1944 года, когда солдат снова стали перебрасывать на передовую. Забрали и нашу часть, и происходило все очень быстро. Меня взять с собой муж, естественно, не мог, тем более что я в то время уже была в положении. И вот я осталась совершенно одна в огромной казарме. Страшно было ужасно. Спустя некоторое время в эту казарму заселили новый полк, и меня под свою опеку взял пожилой генерал, которому я бесконечно благодарна за отеческую заботу. Он разрешил мне жить в отдельной комнатке, а когда полк уезжал, пристроил меня в поселке в жилой дом у хозяйки, где я жила и с надеждой и тоской ждала только двух событий – возвращения мужа с фронта и появления на свет моего первенца.
Алеша вернулся 9 мая 1945 года. Как он потом рассказывал, он выскочил из поезда на нашей станции, еще не зная, что война кончилась. И вдруг с перрона на него бросились люди с криками: «Счастливчик! Давай к нам! Победа!». Но у него была только одна мысль – найти меня, он ведь не был уверен, что я все еще остаюсь здесь. Через военкомат он узнал, где я живу. Очень хорошо помню эту минуту: я сижу одна в своей комнате в огромном пустом доме и что-то шью, вдруг слышу шаги по лестнице. Я вся сжалась – вдруг какой-то недобрый человек? И тут за дверью родной голос: «Аня!». И я потеряла сознание. Когда пришла в себя, меня прижимал к себе мой Алеша, а кругом были какие-то взволнованные люди – он позвал на помощь соседей.
А 15 июня у нас родился сын Леонид…
После этой встречи мы прожили вместе еще 11 лет, и практически все это время ему приходилось бороться с недугами, «заработанными» на войне. У Алексея было слабое сердце. Ему пришлось уволиться из армии, мы переехали в Дзержинск по рекомендации врачей. На родину Алеши – на Донбасс – медики ехать категорически запретили, там неподходящий климат. Но и здесь врачи мало чем могли помочь.
В 1956 году Алеша умер у меня на руках в госпитале. Ему тогда был 41 год. За те три последних дня, что я провела рядом с его постелью, я полностью поседела…
И вот прошло уже 60 лет… Столько пережито за это время, столько хороших людей потом встретились на моем пути, вот уже совсем взрослой стала правнучка, недавно она вышла замуж. Уже в живых нет нашего с Лешей сына Леонида, а я все живу и по-прежнему люблю, по-прежнему помню…
Анна Михайловна Костомарова, пенсионерка»
на фото: Семья Костомаровых, 1952 год
Мы напоминаем, что весь юбилейный 2015 год мы принимаем рассказы читателей для рубрики «Семейные легенды», посвященной 70-летию Победы и всем героям войны. Письма можно присылать на электронную почту: dv@dzer.ru или принести в редакцию по адресу: пр. Ленина, 85 А, 2 этаж.