Здесь, наверное, стоит вспомнить одну малоприметную дату. Ту, с которой, пожалуй, и можно вести отсчет начала реорганизации медучреждений в нашем городе. Дзержинские лечебные учреждения волна оптимизации накрыла в конце 2013 года. Началась она с закрытия 11-й детской инфекционной больницы, которая к тому моменту была настолько стара, что расстаться с ней оказалось выгоднее, чем реанимировать ее. Вслед за этим «укрупнили» детскую больницу № 8, объединив под ее крылом еще и бывшую 8-ю и 13-ю поликлиники. Потом был третий роддом, который, так же как детскую инфекционную, аннулировали «по старости» и еще из-за нехватки врачей… Как итог – в Дзержинске за это время по разным причинам «списали» два роддома, три женские консультации, детскую инфекционную больницу, еще одну, 13-ю, в обозримом будущем тоже ждут «превращения» – она укрупнится, сменит профиль и станет не простой больницей, а, как это модно сейчас, многопрофильным центром. Не совсем понятно, что происходит с 3-м, «старым», госпиталем. Он влился в состав нового госпиталя, став его структурным подразделением. Но как лечебное учреждение, поговаривают, на ладан дышит… Реанимация в здании на ул. Клюквина не работает, докторов – по пальцам пересчитать.
Однако все, что происходит с лечебными учреждениями, делается, конечно, под благовидным предлогом. Закрыли роддома и консультации? Так у вас теперь перинатальный центр есть! Старый госпиталь? Сдался он вам! Пожалуйте в госпиталь ветеранов войн. Что же касается объединения поликлиник, то, как сказал в самом начале реорганизации один из известных в городе докторов, его «вообще никто из пациентов не заметит».
Нечего, мол, об этом и говорить. А между тем все это время работа по оптимизации шла своим чередом – чиновники потихоньку укрупняли, сливали, иногда закрывали, иногда объединяли. Словом, реорганизовывали. Работа и впрямь для простого пациента неприметная. Но, как ни крути, в первую очередь его и касающаяся. Вероятно, это непонимание того, что на самом деле происходит, и становится причиной рождения всевозможных слухов. Да и не заметили, видимо, пациенты перемен к лучшему, раз по-прежнему ничего другого от государственной медицины, кроме очередного подвоха с закрытием, не ждут.
Не от силы – от бессилия
Считается, что государственные учреждения укрупняются не от силы, а от бессилия. Тогда, когда другого способа заткнуть имеющиеся дыры уже не могут найти. Или не хотят его искать? Это своего рода стратегия выживания.
И, оказывается, Дзержинский онкологический диспансер укрупнился раньше других лечебных учреждений в нашем городе. «В целях улучшения качества оказания специализированной онкологической помощи населению Нижегородской области» еще в январе 2010 года дзержинский диспансер объединили с диспансером нижегородским – оба они влились в структуру Государственного учреждения здравоохранения «Нижегородский областной онкологический диспансер».
Главный плюс от таких слияний – снижение управленческих расходов, считают чиновники. Вот и в Нижегородском онкологическом диспансере в мае 2015 года уже была проведена оптимизация системы управления стационарами. Были сокращены две должности руководителей 1-го (нижегородского) и 2-го (дзержинского) филиалов, а функции управления переданы заместителям главного врача. Сэкономленные средства, если верить отчетности, были направлены на повышение заработной платы медицинским сестрам и врачам. «Экономически и организационно это обоснованно, сэкономленные средства позволяют увеличить заработную плату медицинскому персоналу», – пишет в ответ на редакционный запрос главный врач теперь уже областного онкологического диспансера Олег Железин. Диспансер Олег Валерьевич возглавил в ноябре 2014 года. До этого руководил 39-й городской больницей Нижнего Новгорода. Доктор именитый, опытный, к тому же кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ. То есть, можно сказать, что пациентам несказанно повезло. Да только в дзержинском диспансере, например, он, как нам сказали, появляется обычно раз в неделю. Чтобы пообщаться с ним, у пациентов есть всего лишь несколько часов… А потом доктор снова возвращается в Нижний – здесь располагается головной филиал больницы.
Что касается укомплектованности докторами, то, как пишет Олег Валерьевич, за последние полгода в онкологический диспансер трудоустроено более 10 врачей. И Дзержинский онкологический диспансер уже имеет высокую укомплектованность квалифицированными врачебными кадрами. В ближайшее время планируется дополнительно принять на работу трех молодых специалистов для расширения амбулаторного приема в диспансере.
Так что причин для закрытия нет. «Закрытие Дзержинского онкодиспансера не планировалось и не планируется», – отвечает Олег Железин. Более того, в планах руководства – «укрепить позиции диспансера как центра оказания помощи больным», в частности, наконец, организовать взаимодействие врачей стационара и поликлинического звена учреждений города. А это давняя мечта всех онкологов – взаимодействие с поликлинической службой. Но каким способом эта мечта и обещание будут реализованы в условиях катастрофической нехватки терапевтов в дзержинских поликлиниках, большой вопрос. Во всяком случае, сообщает Олег Железин, за каждой поликлиникой закреплен врач диспансера, который будет оказывать «содействие в работе и организационно-методическую помощь».
Большие планы строит руководство диспансером на 2015 год. В этом году здесь планируют провести ремонт. Кроме того, в планах – закупка «ГАЗели» для перевозки пациентов в радиологический корпус, дополнительная закупка оборудования (цистоскопа), замена медицинской мебели на сумму «до 500 тысяч рублей». А министерство разрабатывает мероприятия по увеличению финансирования на медикаментозное лечение онкологических больных, в том числе жителям Дзержинска.
«Пытаемся расширить виды медицинской помощи и увеличить потоки пациентов, проходящие в дзержинском филиале онкологического диспансера», – пишет в ответ на запрос Олег Железин. Правда, что касается увеличения потока, то тут доктор, похоже, погорячился – больные уже сегодня жалуются, что записаться на прием, даже если ты стоишь на учете в стационаре, непросто…
Тем не менее, судя по представленному министерством отчету, в целом с онкологической помощью в области и в Дзержинске в частности дела обстоят не так уж и плохо. Работали, работают и будут работать. Объединение, произошедшее несколько лет назад, и вовсе должно вывести помощь онкобольным на новый уровень. Однако эксперты от медицины считают, что громоздкие крупные центры, как правило, плохо поддаются контролю, а значит, недовольство пациентов будет только расти. А укрупнения раньше или позже все равно заканчиваются… сокращениями. Такие «мегацентры» неэффективны, в силу своей громоздкости неуправляемы. И в конечном счете властям ничего не останется, как снова сокращать их. Но то, что разрушили, вернуть «к жизни» будет уже невозможно.
Елена Богомазова