Дзержинское время

Вода в садовом товариществе «Приокский», которое нынче оформлено в некоммерческую организацию (НО СТ), появилась в 1990 году.
Одноименный совхоз решил наладить снабжение водой для своего сада на питьевые и хозяйственные нужды. Садоводы провели общее собрание, на котором решили скинуться по 100 рублей для проектирования и строительства водовода. В 1994 году администрация Дзержинска выдала техусловия на проведение воды к товариществу. В том же году садоводы получили разрешение на подключение водопровода у владельца сетей АО «Синтез» (письмо № 196 от 17.10.1994 г.). На основании техусловий заказан рабочий проект, утвердили его как положено по законодательству. В 1996 году водовод в п. Колодкино наконец построили и ввели в эксплуатацию. Протяженность трубы от магистрального трубопровода до сада составила 363 метра.
В мае 1996 года «Приокский» заключил с «Синтезом» договор на поставку питьевой воды. А в мае 2008-го товарищество оформило новый договор с ОАО «ДВК», которое к тому времени стало собственником сетей. По договоренности сторон (п. 5 договора № 0394 от 01.05.2008 г.) ответственность за сохранность и эксплуатацию водопровода и водомерного узла была возложена на садоводческое товарищество. И вот почти десять лет садоводы благополучно пользовались центральным водопроводом, готовили супы и пили чай.
Но пару лет назад появилась угроза прекращения водоснабжения товарищества. Садоводы узнали о том, что поле, по которому проходит водовод, продано. До 2013 года земельный участок находился в собственности администрации Дзержинска. А к муниципалитету земля отошла после ликвидации совхоза «Приокский». Садоводы, зная, что земля, по которой пролегает их трубопровод, муниципальная, даже и не думали, что могут столкнуться с какими-то проблемами в части водоснабжения. Тем более у садоводов была уверенность, что поле перед их огородами с «вековыми березами, дубовой рощей и подрастающими соснами» (цитата из письма одного из садоводов в администрацию Дзержинска, принято 9.12.2013 г.) останется неприкосновенным. А появилась такая уверенность после ответа администрации Дзержинска на обращение одного из садоводов, датированное 14 января 2011 года. Одна женщина направила в администрацию письмо с просьбой предоставить в собственность участок в 6 соток, примыкающий к ее земельному участку в НО СТ «Приокский». Администрация отказала. «Запрашиваемый земельный участок находится в зоне природного ландшафта Р-5», – сообщалось в письме за подписью мэра Виктора Сопина. Зона Р-5, в свою очередь, выделена для того, чтобы обеспечить правовые условия сохранения природного ландшафта и лесных участков, которые создают основу экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения. Такие виды разрешенного использования, как «сады, огороды, садовые дома, летние сооружения», в градостроительном регламенте зоны Р-5 отсутствуют. А если те или иные виды использования земельных участков и объектов капстроительства отсутствуют в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки (ч. 8 ст. 3, утверждены Постановлением Гордумы Дзержинска № 481 от 23.06.2009 г.), то они, как сообщалось в ответе администрации, не являются разрешенными для соответствующей территориальной зоны.
В общем, садоводы отступились от своих притязаний на участки и одновременно успокоились насчет судьбы водовода, который, как им тогда казалось, пролегает по неприкосновенной территории. Однако в 2013 году садоводы заметили активность на поляне. Мужчины с измерительными инструментами наводили на мысли о том, что скоро участок уйдет из муниципальной собственности. Так оно вскоре и произошло. Садоводы узнали, что администрация Дзержинска продала это самое поле федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства. А тот сдал в аренду участок около «Приокского» дзержинскому ООО «ХимПромЭксперт», которое, как стало известно, планирует здесь строительство малоэтажного жилищного комплекса. И вот садоводы забили в набат, опасаясь, что питьевая вода после строительства коттеджного поселка просто исчезнет навсегда.
Больше всех такому повороту событий, судя по всему, возмутилась садовод, которая просила у администрации дополнительные шесть соток с того самого поля и получила отказ. «Мне не дали никаких шансов для его (земельного участка. – Прим. ред.) приобретения, – возмущалась в письме в адрес администрации член «Приокского» в декабре 2013 года. – Сейчас же выясняется, что Ваша природоохранная зона выкуплена московской фирмой. Получается, что наша Конституция защищает только права «москвичей», а далеко не простых граждан? На данной территории находится живописный участок с вековыми березами, дубовой рощей и подрастающими соснами. И что же все опять пойдет под бензопилы? Насколько я знаю, для того, чтобы перевести ландшафтную зону под строительство, нужны довольно-таки серьезные причины. А есть ли такая природонадзорная экспертиза?»
Ну, в общем, вы понимаете, что статус земли, где намечается жилищное строительство, скорее всего, изменен. В Дзержинске, как показывает практика, нет и не бывает ничего неприкосновенного. Если со стороны бизнеса возникает интерес, то даже рекреационные зоны можно легко перевести, например, в зону коммерческой и деловой активности, где разрешено строительство капитальных сооружений. Почему садоводы все же переживают за свой водовод? Все очень просто, они боятся, что при строительстве коттеджного поселка трубопровод будет демонтирован. Охранная зона водовода составляет 10 мет-ров в ширину и 260 в длину. Данный факт очень мешает застройщикам и они намерены демонтировать водовод, – говорится в письме членов НО СТ «Приокский» на имя губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. – Более того, так как данный водовод – это единственный источник воды (питьевого качества) в этом территориальном секторе, то компания застройщика в дальнейшем вынашивает планы использования его для водоснабжения построенных домов, подключившись к вышеуказанному водоводу в колодце до территории коттеджного поселка. Учитывая, что пропускная способность водовода на это не рассчитана, совместное использование его на нужды садового товарищества «Приокский» и коттеджного поселка недопустимо без проведения реконструкции.» Однако апелляция к властям не принесла ожидаемого для садоводов результата. Например, администрация Дзержинска, что называется, умыла руки.
«С учетом вышеизложенного, администрация г. Дзержинска не обладает полномочиями по урегулированию сложившейся ситуации», – сообщалось в письме за подписью главы администрации Геннадия Виноградова. Основаниями для таких выводов стали отсутствие в перечне объектов муниципальной собственности водовода и земельного участка, по которому он проходит.
Единственным возможным вариантом выхода из щекотливой ситуации для дачников стало бы оформление в собственность водовода. Садоводам следовало бы зарегистрировать свое право еще в 1996 году сразу после прокладки трубопровода. И теперь они вряд ли переживали бы за предстоящее лишение такого блага, как питьевая вода. В таких случаях, как пояснил нам юрист Евгений Шавандин, который ведет дела НО СТ «Приокский», возможна продажа земельных участков с обременением. «Возможна такая мера, как установление сервитута (право ограниченного пользования земельных участков. – Прим. авт.), – объясняет Евгений Иванович. – При реализации земельного участка нужно было просто поставить в известность человека или организацию о том, что использовать землю возможно, но есть определенные нюансы. Вот так по логике вещей нужно было поступить.»
Другой вопрос: могли ли в администрации при реализации земельного участка федеральному фонду содействия развитию жилищного строительства знать о том, что по его территории проходит водопровод? Ведь процесс оформления водовода в собственность начался только в 2013 году, то есть  с того самого времени, когда садоводы узнали, что земельный участок уходит из муниципальной собственности. Сегодня у садоводов собран полный пакет документов, чтобы зарегистрировать право на водовод. Среди них – технический план, справки о наличии и пригодности съемки, архитектурно-планировочное задание, а также документация с поставщиками воды и владельцами магистрального трубопровода – договоры на поставку воды, акт о разграничении эксплуатационной ответственности по обслуживанию водовода. Кроме этого у садоводов сохранился и протокол собрания о решении строить водовод, и квитанции об оплате материалов и работ по строительству трубы. В общем, все бумаги говорят в пользу того, что именно НО СТ «Приокский» вот уже десять лет пользовался водоводом на вполне законных основаниях. Очень важное обстоятельство: в октябре 2013 года садоводы добились проведения исполнительной съемки водовода от автомобильной дороги до НО СТ «Приокский», после чего у администрации города появилась обязанность нанести коммуникации на Генеральный план города.
А теперь, внимание, вопрос: продажа муниципальной земли в поселке Колодкино состоялась до или после нанесения водопровода на Геплан? Если водовод уже был обозначен в Генплане, то как могла администрация продать участок без обременения? Но даже если бы водовода еще и не было на карте, все равно не понятно, как чиновники просмотрели такой важный объект? Интересно, как же это в Дзержинске формируются участки земли на продажу? Неужели администрация, например, не делает запросы в ресурсоснабжающие организации? А если бы такой запрос был, то, например, «Дзержинский водоканал» смог бы представить в администрацию договор на поставку воды в НО СТ «Приокский»? Тогда бы, смеем предположить, сейчас у дачников не было повода переживать за свое коммунальное благополучие. Вот и Евгений Шавандин придерживается такой же точки зрения. «Если бы представители администрации Дзержинска оказали должное внимание этому вопросу, то такие бы запросы, безусловно, последовали, – считает Евгений Иванович. – Вот земельный участок, вот рядом садоводческое товарищество, в котором есть вода. Откуда она? Понятно, что не с неба падает! Если исходить из этого, то, конечно, все это можно было предусмотреть.»
В настоящее время дело об установлении прав собственности на водовод и сервитута решается в Арбитражном суде Нижегородской области. «ДВ» будет следить за развитием событий. А материал подытожим еще одной цитатой из письма садоводов на имя губернатора, где подчеркивается важность водовода.
«Водовод – единственный источник питьевого водоснабжения и обеспечения противопожарной безопасности садового товарищества «Приокский», на территории которого в летние месяцы проживают до 600 человек, большую часть из которых составляют люди пожилого возраста и дети. Учитывая пожароопасную обстановку в летний период и тот факт, что территория садового товарищества «Приокский» по всему периметру окружена лесным массивом, последствия даже ограничения подачи воды (не говоря уже о ликвидации вышеуказанного водовода) могут привести к ужасающим последствиям, так как членам садоводческого товарищества просто неоткуда будет брать воду для устранения возгораний. Более того, прибывшим на место тушения пожара спецмашинам негде будет пополнять запасы воды.»
Вадим Щуренков